Уже много лет коренной народ Мурманской области - саамы - пытается решить вопрос переработки мяса оленей и поставки продукции на внутренний рынок. В этом деле проблем немало. Оленина - продукт своеобразный (ее надо уметь перерабатывать). К тому же на внутреннем рынке он пока большим спросом не пользуется.
В саамских хозяйствах всегда занимались в основном разведением оленей, а переработка мяса была на втором плане. В первые годы реформ эта проблема еще больше обострилась. Ситуация начала меняться с созданием в селе Ловозеро - в центре саамской жизни Мурманской области - совместного со шведами предприятия `Норд-фрюз Ловозеро`.
Однако вся произведенная им продукция из России уходила за границу. Такое положение устраивало не всех оленеводов. И местные власти понимали, что из области утекают реальные деньги, способные пополнить бюджет.
И вот недавно оленеводческие кооперативы `Тундра` и `Оленевод` при поддержке администрации Мурманской области и частных компаний смогли приобрести убойный пункт шведского производства. Пока он взят на условиях аренды, но с последующим выкупом. В феврале началась работа. Вся оленина, прошедшая ветеринарный контроль, будет поступать в Ловозерский мясоперерабатывающий цех.
В 2005 году для реализации своих возможностей оленеводы согласно областному закону о поддержке сельского хозяйства получат дотации на реализацию мяса в России. Теперь в Ловозере будет налажен цикл производства продукции из оленины, и она появится на внутреннем российском рынке.
По словам заместителя руководителя департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Алишера Хаитбаева, изготовленная из оленины продукция (сосиски, колбасы, полуфабрикаты, деликатесы) поступит на рынок не только Мурманска, но и всего Кольского полуострова.
Однако мясо оленя для многих - экзотика. Чтобы сделать его популярным среди покупателей, необходимо знать секреты приготовления. Специалисты из Швеции уже начали обучать поваров мурманских ресторанов кулинарным премудростям.
Ясно, что для продвижения на рынок новой продукции потребуются и время, и активная работа менеджмента, и продуманная рекламная кампания. Но главное у оленеводов уже есть - это то, что дала природа - полезный продукт с высокими, хотя и своеобразными, вкусовыми качествами. |