На гражданских слушаниях по проблемам лесоуправления и противодействия незаконной заготовке древесины в России, которые проводили Всемирный союз охраны природы (ВСОП) и Центр экспертиз ЭКОМ, ряд направлений реформирования ЛПК РФ был признан ошибочным
Во-первых, в России долгое время и безуспешно пытаются выработать универсальную модель лесопользования. А их должно быть несколько для разных регионов страны. Во-вторых, до сих пор не создано эффективных мер борьбы с незаконными рубками. Те методы, которые используют в ЕС против браконьеров, в России не пригодны. В глубинке, например, нереально проводить шипование стволов или ставить ловушки для грузовиков на лесных дорогах.
Вряд ли оправдает надежды создаваемая лесная милиция. Ведь законом давно предусмотрены услуги лесной охраны. Однако лесника видели чаще не с ружьем, выданным ему для охраны леса, а с топором: на зарплату не прожить, приходится подрабатывать в бригадах лесорубов.
Известны случаи, когда лесхозы обращались к услугам ОМОНа или заключали договоры с охранными предприятиями. Но и это, как оказалось, не выход: в Ленобласти однажды на глухой делянке встретились представители лесхоза и арендаторы, занимавшиеся незаконными рубками. За спинами каждой из сторон стояли отряды милиции. Дело едва не дошло до перестрелки между структурами МВД...
Примеры, когда удавалось приостановить незаконные рубки, единичные. Скажем, на Усть-Илимском ЦБК при поддержке властей на арендуемых участках создали сеть своих постов на дорогах и передвижные группы для вылавливания браконьеров. Однако сибирский опыт тоже не дает твердых гарантий: ведь арендаторы могут успешно ловить чужих лесорубов, а сами тайком приворовывать.
Потому в РФ сейчас ищут новые методы контроля. В частности, разрабатывается проект космического и воздушного мониторинга за перевозками леса по автодорогам и за его перевалкой. Правда, это требует средств. А в подпрограмме `Леса` на 2005 год не расписаны механизмы их получения.
На модернизацию аэродромов авиалесоохраны вместе с полигонами для испытаний новой лесопожарной техники в РФ выделяют крайне мало средств (в 2003 году - 8,5 млн руб., а в 2004-м - 30,2 млн руб.).
Считается также полезным заниматься сверкой разных баз данных (отчетов Госкомстата и ГТК, предприятий ЛПК, транспортных накладных и сводных справок правительств субъектов РФ). Даже поверхностный анализ выявит противоречия и поможет оценить оборот древесины так называемого неизвестного происхождения.
Предполагается, что общий объем рубок в РФ - не менее 150 млн кубометров в год, из них до 70 млн кубометров в дальнейшем выпадает из системы учета. Из общих потерь следует вычесть объемы дров, сжигаемых в печах поселковых и деревенских домов, и нелегальных стройматериалов для дач и срубов. После этого - косвенно оценить ущерб от экспорта незаконно заготовленной древесины: до $5 млрд в год.
Однако в Правительстве РФ не признают эти данные, потому что расхождение в информации по заготовкам и вывозу древесины, например, по одной только Архангельской области в зависимости от методик учета может составить от 15% до 50%. Ну а если нет точной информации, как делать столь серьезные выводы?
С аналогичной проблемой сталкиваются и в странах ЕС: как подозревают, данные о реальном обороте древесины маскируют коррумпированные чиновники. В связи с этим европейская общественность все энергичнее настаивает на введении мер по контролю за торговлей нелегитимной древесиной (инициатива FLEGT).
В России не могут оставаться в стороне от этого процесса. Не случайно в 2005 году в Петербурге предполагается провести на эту тему международную конференцию, после которой состоится коллегия Минприроды РФ.
Заметим, что вопрос о незаконных рубках весьма деликатный: России невыгодно раскрывать карты перед международным сообществом о состоянии национального лесного фонда. Ведь леса - поглотители парниковых газов. Формально они в РФ составляют 20% от всех лесов мира. Отсюда можно сделать вывод о том, что леса в нашей стране связывают значительную долю тех 700 млн тонн углекислоты, которую ежегодно человечество выбрасывает в атмосферу.
Однако международные эксперты настаивают на том, что в действительности эти компенсации гораздо меньше. Ведь надо учесть парниковые газы от лесных пожаров (ежегодно в РФ выгорает 1-2 млн гектаров лесов), выделения гниющей древесины в 50-70% российских лесов, находящихся в экономически недоступных из-за неразвитой транспортной инфраструктуры районах, и зараженных вредителями и болезнями чащ (таких зон в 2000 году выявлено более 8,2 млн гектаров), а также сделать поправки на объемы рубок древесины, в том числе незаконных...
От всей этой арифметики зависит, получат в России в рамках плана действий по вводу Киотского протокола компенсации или нет. Если удастся доказать, что в РФ стремятся развивать эффективное лесопользование, то в таком случае резонно рассчитывать на транши от тех мировых держав, которые перекрывают международные квоты на выбросы парниковых газов.
Объемы незаконных
рубок в мире, %
(Источник: Минприроды РФ)
Россия 20 (25*)
Эстония 50
Индонезия 73
Бразилия 80
* По данным НП `Конфедерация
ЛПК Северо-Запада` |