Снижение спроса на макаронные изделия, большое количество производителей этой продукции и высокая конкуренция между ними приводят к падению рентабельности, процессу концентрации производства, переходу от ценовой к неценовой конкуренции в отрасли, присущей более развитому - цивилизованному рынку. Тем не менее рынок макаронных изделий остается одним из перспективных в пищевой отрасли
Российский рынок макаронных изделий можно разделить на три основных сегмента: высококачественные дорогие импортные изделия, дешевая продукция региональных компаний, качественная продукция средней ценовой зоны, которая представлена известными брэндами российских предприятий: `Гранмулино`, `Русский продукт`, `Смак`, `Макфа` и `Экстра М`.
Сейчас на этом рынке работает несколько крупных и много небольших компаний. Однако, по прогнозу, через 5-6 лет рынок изменится: производителей недорогих макаронных изделий регионального уровня будут вытеснять с рынка или поглощать более крупные конкуренты. Процесс переориентации рынка в сторону более крупных компаний уже идет: взаимопоглощение участников рынка началось с 2003 года с приходом крупных игроков, таких как `Агрос`.
Высокий потенциал рынка привлекает иностранных инвесторов, а для отечественных производителей повышается риск появления на нем новых марок и новых конкурентов. Тем не менее постепенно отечественные производители модернизируют производство, повышают качество продукции, используют методы неценовой конкуренции, реализуя, по мере возможности, программы продвижения своей продукции.
Так, например, компания `Байсад` приняла решение вывести на рынок новый сорт макаронных изделий для здорового питания. По словам директора по маркетингу компании Вадима Ширяева, появление на рынке продукции для здорового питания создает новый его сегмент, который пока не представляет интереса для крупных игроков, увеличивающих свою прибыль за счет поглощения мелких производителей. Компания `Байсад` в 2005-2006 гг. намерена вывести на рынок 4 марки изделий здорового питания - `Минеральный источник`, `Кисловодские`, `Диетические`, а также макароны с различными добавками и продавать в Петербурге по 400-450 тонн.
По оценкам экспертов, основные потребители продукции `Байсад` - женщины 25-45 лет, которые заботятся о своем здоровье. |