Минувший год не принес заметных изменений на рынок деловой информации. Неопределенность остается главной тенденцией, сохраняется очевидный баланс между хорошими и плохими новостями. Некоторые изменения в лучшую сторону ожидаются со вступлением в силу закона о бюро кредитных историй, который однозначно стимулирует как спрос, так и предложение. В то же время со стороны гигантов индустрии каких-либо подвижек ждать не приходится. Рассказывает генеральный директор компании `Кредитреформа` Андрей Литов
- Изменился ли за минувший год спрос на деловую информацию со стороны промышленных предприятий?
- Сильно не изменился. Этот рынок развивается очень неспешно.
- В чем причина?
- Думаю, в первую очередь - внутренний консерватизм. Для России продажа информации вообще в новинку.
- А изменить ситуацию вы пытаетесь или потеряли надежду?
- Разумеется, пытаемся. Служба продаж работает постоянно, однако интерес пока слабый. Основную клиентуру дают относительно близкие к нам сферы бизнеса - страховая, финансовая, банковская.
- Есть ли, кроме прямых продаж, прямого продвижения информационных продуктов, какая-либо возможность повлиять на восприятие промышленниками ваших услуг? Или надежда только на время, на смену поколений?
- Только на смену поколений, на мой взгляд. Да и в стране кое-что должно измениться. А пока мы видим, что происходит с компаниями, которые хотят стать прозрачными.
- Вы `ЮКОС` имеете в виду?!
- Давайте без названий. Но ... ничем хорошим это обычно не заканчивается.
- Закон о бюро кредитных историй как-либо повлиял на вас?
- Этот закон, напомню, вступит в силу с 1 июля 2005 года, один из его пунктов, обязывающий банки раскрывать информацию, - с 1 сентября. Естественно, мы заинтересованы в работе с бюро кредитных историй, хотя сами, вероятно, трансформироваться в такую структуру не будем: это все-таки другой сектор рынка. Возможно, создадим бюро в сотрудничестве с одним из партнеров, такие планы есть. Правда, пока в самом общем виде.
В любом случае остается еще множество вопросов, например, по части лицензирования, которые пока в принципе не получили официального решения. Спешить, думаю, некуда.
- В целом прошлый год принес какие-либо новые тенденции в информационный бизнес?
- Нет. Кроме закона о бюро кредитных историй, ничего примечательного не было. Вот когда он вступит в силу - кое-что, думаю, произойдет. Точнее, движение начнется даже чуть раньше, в мае-июне. А в целом информационный бизнес завоевывает свой рынок по принципу `вода камень точит`. Когда мы начинали 10 лет назад, мало кто понимал, зачем надо платить за информацию.
Сегодня таких вопросов уже почти не задают. Хотя до сих пор попадаются руководители, утверждающие, что любые сведения об их фирме являются коммерческой тайной. Но это скорее из числа курьезов.
Серьезнее другое - все меньше компаний отчитывается перед органами статистики. Если и дальше пойдет такими темпами, то вскоре у статистиков не будет материала для работы. В цифрах это выглядит так: когда мы начинали работу, отчетность подавали 65-70% компаний, сегодня - 35-40%. В то время фирма не могла представить баланс в налоговую инспекцию, не отчитавшись перед органами статистики. Сейчас это правило не работает.
- Такое `истощение` статистики относится к каким-то определенным отраслям бизнеса или к экономике в целом?
- Традиционно отчитываются крупные предприятия, где передача материалов идет в силу деловой культуры или просто по инерции. А вот малый и средний бизнес этим себя просто не утруждает. |