Спрос на информационные и маркетинговые услуги со стороны промышленных предприятий будет медленно, но верно расти. Таков главный вывод, сделанный экспертами компании `Дан энд Брэдстрит Норд` по итогам исследования, проведенного в рамках последней выставки `Российский промышленник`
В ходе этой работы были опрошены представители 70 крупных и средних предприятий, 50% которых представляли Петербург, 18% - Москву, 10% - Северо-Западный регион, 10% - Центральную Россию, 5% - Урал и Сибирь. Некоторые результаты данного исследования компания `Дан энд Брэдстрит` представила специально для читателей `Экономики и времени`.
Поиски без находок
Как показало исследование, лишь на 25% промышленных предприятий не имеют проблем с получением необходимой информации (или, по крайней мере, уверены в этом). Подавляющее большинство опрошенных (75%) призналось, что нуждается в дополнительных источниках.
По крайней мере отчасти это можно объяснить отсутствием на большинстве предприятий профессиональных служб, занимающихся работой с информацией. Чаще всего (примерно в 50% случаев) эта работа возложена на отделы маркетинга. На 12% предприятий информационной работой непосредственно занимаются начальники или их заместители, лишь 7% компаний имеют специализированные аналитические отделы.
В ряде случаев за это отвечают иные подразделения: коммерческий, производственно-технический или экономический отделы, служба безопасности. Около 20% опрошенных сообщили, что соответствующей работой занимаются `все сотрудники` фирмы.
Ценность Интернета
до сих пор не понята
Комментируя характер проблем, с которыми приходится сталкиваться при работе с информацией, чаще всего (в 30% случаев) респонденты говорили об отсутствии необходимых данных. По словам руководителя отдела нестандартных продуктов `Дан энд Брэдстрит Норд` Натальи Луневой, причиной этого обычно является недооценка возможностей Интернета. Хотя поиск во Всемирной компьютерной сети воспринимается как возможность бесплатного доступа к любой актуальной и достоверной информации, на практике отыскать желаемое способны далеко не все. Отсюда - убеждение, что в Интернете можно отыскать лишь устаревшие и не соответствующие действительности сведения.
Второй по значению проблемой, отмеченной участниками исследования (20%), является нехватка квалифицированных специалистов для информационной работы, на третьем месте (15%) - нехватка источников информации.
- Все это говорит о том, что промышленность реально нуждается в информационном аутсорсинге: услугах компаний, профессионально занимающихся сбором и обработкой данных, - поясняет Наталья Лунева. - Существенно, что лишь 20% участников исследования заявили, что не намерены обращаться в специализированные фирмы. Из них половина сослалась на отсутствие потребности в их помощи (здесь имеет место уверенность в собственных силах), а половина призналась, что этот сервис им не по карману. В то же время многие говорили, что не имеют реального опыта взаимодействия с информационным бизнесом, но готовы познакомиться с его возможностями. А регулярно приобретают те или иные информационные продукты у внешних исполнителей около 30% опрошенных нами компаний. Также многие отмечали, что службы маркетинга на их предприятиях были созданы совсем недавно и еще не успели полноценно наладить свою работу, в том числе и в отношении источников информации.
Дела соседа интересней собственных
Весьма любопытными оказались данные, касающиеся потребности промышленных предприятий в информационных услугах. Как оказалось, на первом месте по степени интереса находятся сведения о конкурентах. На втором - ценовая информация, и только на третьем - мнение потребителей о своей компании и ее продукции.
Дополнительным подтверждением этого `рейтинга` стали сведения о степени популярности тех или иных информационных продуктов. Чаще всего промышленные предприятия приобретают бизнес-справки, маркетинговые исследования и базы данных (об этом сообщили 20% опрошенных), на втором месте - мониторинги прессы и статистические данные об объемах производства в отрасли (14%). Далее следует информация по внешнеэкономической деятельности (8%), меньше всего востребованы рейтинги и результаты опросов в фокус-группах (2%). |