Депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева считает, что проект Жилищного кодекса РФ вызовет не меньше проблем, чем монетизация услуг льготникам
Новый жилищный кодекс меняет порядок предоставления жилья по социальному найму. Если сейчас в очереди на новые квартиры стоят свыше 300 тыс. семей, то после его выхода очередь существенно сократится. Часть граждан потеряет права на льготы. Ведь по ЖК РФ при определении категории малоимущих будут учитывать не только их доход, но и имеющуюся собственность. А критериев, как сводить накопление с текущими поступлениями средств, нет. Значит, будут решать чиновники по своему разумению.
В результате значительную часть населения лишат всякого шанса улучшить условия проживания: из списка малоимущих исключат, а в категорию тех, кому могут предоставить ипотечный кредит, они не попадут. В итоге выпадут из обеих программ 45% семей, большинство из которых - бюджетники.
Новый ЖК РФ туманно и неопределенно трактует такие понятия, как `перепланировка` и `переустройство`. Ранее их связывали в основном лишь с переделкой несущих конструкций, теперь - с любыми отклонениями от первоначального плана квартиры. Между тем в современной практике домостроения предусмотрена планировка квартиры по желанию заказчика. Значит, за любую возведенную перегородку можно нарваться на жесткие санкции, вплоть до принудительной продажи квартиры с возвратом остатка средств собственнику после восстановления планировки.
Предполагается также возможность изъятия зданий из муниципальной собственности в государственную. Но что такое `для государственных нужд`, как и в случае с перепланировкой, не указано. К тому же скупо описан порядок оспаривания собственником цены, назначаемой чиновником. Это, кстати, будет принципиально в дальнейшем и при оценке недвижимости по рыночной стоимости для налогообложения. Фактически новый кодекс урежет права собственников и создаст почву для вымогательства.
Новый документ также не предусматривает сосуществования в многоквартирных домах частной и государственной собственности. А значит, не указывается, кто должен представлять интересы владельцев квартир социального найма. А этот момент крайне важен при заключении договоров на услуги ЖКХ.
Наконец, кодекс закладывает рост тарифов на эти услуги, потому что лишает управляющие компании налоговых льгот, которыми пользовались прежние РЭУ. Аналогично - при преобразовании ЖСК в ТСЖ. А это будет, кстати, означать вдобавок единовременную выплату в 100 тыс. руб. с дома за оформление пакета документов. Причем закон обяжет кооперативы перерегистрировать в ТСЖ до 2007 года. Иначе ЖСК ликвидируют в судебном порядке, а дом автоматически перейдет на те же условия обслуживания, что и дома без всякой самоорганизации жильцов.
По мнению О. Дмитриевой, закон о введении Жилищного кодекса РФ все равно примут: за него обещали проголосовать единороссы, у которых в Госдуме РФ большинство. Единственный выход смягчить ситуацию - постараться нейтрализовать хотя бы некоторые недостатки этого закона на региональном уровне, как можно скорее разработать сопутствующие ему нормативные акты. |