Прошлый год стал первым полным годом действия Закона об ОСАГО, вступившего в силу 1 июля 2003 года. В начале февраля петербургские страховщики собрались в Агентстве бизнес-новостей, чтобы подвести его итоги и в очередной раз сделать прогнозы
Страховые компании, работающие в СЗФО, собрали в 2004 году около 6 млрд руб. страховых премий по ОСАГО. Об этом сообщил начальник отдела маркетинга и рекламы СК `Русский мир` Евгений Гуревич. По данным `Русского мира`, доли сборов по ОСАГО на Северо-Западе за 2004 год распределились в следующем порядке: Петербург - 52,2%, Ленобласть - 15,9%, Калининградская область - 9%, Вологодская область - 5,1%, Архангельская область - 4,3%, Карелия - 4%, Мурманская область - 3,6%, Псковская область - 3,3%, Новгородская область - 2,5%.
Одной из наиболее распространенных причин, по которым автовладельцы не продлевали договоров ОСАГО со своими страховщиками, была неудовлетворенность суммами и сроками выплат, причитающихся пострадавшим в ДТП.
Средняя сумма выплаты по ОСАГО составляет сейчас 15-18 тыс. руб. Такие данные привел руководитель отдела оценки автотранспортных рисков СО `Прогресс-Нева` Антон Рюмин. Напомним, что еще год-полтора назад эта цифра была существенно выше. Так, 23 октября 2003 года на одном из `круглых столов` заместитель генерального директора СО `Прогресс-Нева` Павел Муретов сообщал, что средний размер выплаты по страховому случаю составляет 28 тыс. руб.
Полгода назад Российский союз автостраховщиков (РСА), обобщив итоги действия закона за период с 1 июля 2003 года по
1 июля 2004-го, объявил: средняя выплата по ОСАГО составляет 20 тыс. руб. Налицо тенденция к уменьшению выплат, и это тем более удивительно, что за прошедшее время заметно возросла стоимость человекочаса в автосервисах и повысились цены на запчасти для иномарок.
Объяснений происходящему может быть два. Первое: застрахованные стали чаще обращаться за мелкими выплатами, что неминуемо отразилось на показателе средних выплатных сумм. Второе: у страховщиков появился какой-то метод, позволяющий им на законных основаниях уменьшать выплаты.
Первое предположение не подтверждается самими страховщиками, которые говорят, что в случае мелкого ущерба автолюбители по-прежнему предпочитают не тратить свое время и нервы на получение выплат по ОСАГО. Например, Антон Рюмин (`Прогресс-Нева`) отметил необходимость законодательно уточнить и отрегулировать процедуры выплат, особенно по мелким ДТП.
Гораздо более вероятно второе предположение. Как показывают опросы и страховщиков, и их клиентов, законных поводов к снижению суммы выплат несколько, и наиболее распространенные из них - обоюдная вина участников ДТП (или заключение ДОБДД о том, что установить виновника ДТП не представляется возможным) и амортизация автомобиля.
Обоюдную вину теперь оформляют гораздо чаще, чем год назад: по данным страховщиков, в 8% случаев. Для инспекторов ДОБДД это проще и удобнее, чем брать на себя ответственность за установление виновных. В случае несогласия последних с решением дознавателей степень вины каждого участника ДТП определяет суд - мировой или районный. Только получив на руки решение суда, можно отправляться в страховую компанию (и это еще одна причина возможной задержки выплат).
Если ждать суда нет желания, то обычно делят вину пополам, и каждый автовладелец получает возмещение 50% своего ущерба. Разумеется, удовлетворенными таким исходом остаются не все.
Еще одна трудность застрахованных по ОСАГО - своевременное получение документов в ДОБДД. Автоинспекция по закону обязана предоставлять справки только по запросу страховщика, а страховщик (и снова по закону) не обязан заниматься сбором документов для пострадавшего.
Эта законодательная нестыковка уже давно обсуждается на федеральном уровне, а пока вопрос решают посредством распоряжений регионального руководства ДОБДД, которые не всегда выполняют низовые подразделения.
Дмитрий Большаков, директор филиала ОСАО `РЕСО-Гарантия` в Петербурге, отметил: `Принципиальным вопросом является передача страховщикам права принятия решения по регулированию незначительных ущербов в области ОСАГО. Известно, что сейчас органы ДОБДД не справляются с потоком людей, которые оформляют документы. Уверены, что нужно предоставить страховым компаниям возможность самостоятельно урегулировать размер незначительных ущербов`.
С этой целью страховщики выступают за усиление роли аварийных комиссаров. В конце января 2005 года ЗС Петербурга приняло в первом чтении проект закона `О службе аварийных комиссаров в Санкт-Петербурге`. Этот закон - первая попытка
упростить оформление незначительных ДТП в тех случаях, когда у участников нет расхождений в его оценках.
Однако оформление в органах ДОБДД все-таки остается обязательным даже в таких ДТП. Кардинально решить проблему могла бы корректировка федерального законодательства, что, весьма вероятно, и произойдет, по прогнозам страховщиков, в течение 3-5 лет. |