Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

ОСАГО: не так плохо, как говорят... - ЭиВ N 6 (543)
СТРАХОВАНИЕ
ОСАГО: не так плохо, как говорят...
No. 6 (543) 21.02.2005
Алексей КРЫЛОВ
Прошлый год стал первым полным годом действия Закона об ОСАГО, вступившего в силу 1 июля 2003 года. В начале февраля петербургские страховщики собрались в Агентстве бизнес-новостей, чтобы подвести его итоги и в очередной раз сделать прогнозы



Страховые компании, работающие в СЗФО, собрали в 2004 году около 6 млрд руб. страховых премий по ОСАГО. Об этом сообщил начальник отдела маркетинга и рекламы СК `Русский мир` Евгений Гуревич. По данным `Русского мира`, доли сборов по ОСАГО на Северо-Западе за 2004 год распределились в следующем порядке: Петербург - 52,2%, Ленобласть - 15,9%, Калининградская область - 9%, Вологодская область - 5,1%, Архангельская область - 4,3%, Карелия - 4%, Мурманская область - 3,6%, Псковская область - 3,3%, Новгородская область - 2,5%.

Одной из наиболее распространенных причин, по которым автовладельцы не продлевали договоров ОСАГО со своими страховщиками, была неудовлетворенность суммами и сроками выплат, причитающихся пострадавшим в ДТП.

Средняя сумма выплаты по ОСАГО составляет сейчас 15-18 тыс. руб. Такие данные привел руководитель отдела оценки автотранспортных рисков СО `Прогресс-Нева` Антон Рюмин. Напомним, что еще год-полтора назад эта цифра была существенно выше. Так, 23 октября 2003 года на одном из `круглых столов` заместитель генерального директора СО `Прогресс-Нева` Павел Муретов сообщал, что средний размер выплаты по страховому случаю составляет 28 тыс. руб.

Полгода назад Российский союз автостраховщиков (РСА), обобщив итоги действия закона за период с 1 июля 2003 года по

1 июля 2004-го, объявил: средняя выплата по ОСАГО составляет 20 тыс. руб. Налицо тенденция к уменьшению выплат, и это тем более удивительно, что за прошедшее время заметно возросла стоимость человекочаса в автосервисах и повысились цены на запчасти для иномарок.

Объяснений происходящему может быть два. Первое: застрахованные стали чаще обращаться за мелкими выплатами, что неминуемо отразилось на показателе средних выплатных сумм. Второе: у страховщиков появился какой-то метод, позволяющий им на законных основаниях уменьшать выплаты.

Первое предположение не подтверждается самими страховщиками, которые говорят, что в случае мелкого ущерба автолюбители по-прежнему предпочитают не тратить свое время и нервы на получение выплат по ОСАГО. Например, Антон Рюмин (`Прогресс-Нева`) отметил необходимость законодательно уточнить и отрегулировать процедуры выплат, особенно по мелким ДТП.

Гораздо более вероятно второе предположение. Как показывают опросы и страховщиков, и их клиентов, законных поводов к снижению суммы выплат несколько, и наиболее распространенные из них - обоюдная вина участников ДТП (или заключение ДОБДД о том, что установить виновника ДТП не представляется возможным) и амортизация автомобиля.

Обоюдную вину теперь оформляют гораздо чаще, чем год назад: по данным страховщиков, в 8% случаев. Для инспекторов ДОБДД это проще и удобнее, чем брать на себя ответственность за установление виновных. В случае несогласия последних с решением дознавателей степень вины каждого участника ДТП определяет суд - мировой или районный. Только получив на руки решение суда, можно отправляться в страховую компанию (и это еще одна причина возможной задержки выплат).

Если ждать суда нет желания, то обычно делят вину пополам, и каждый автовладелец получает возмещение 50% своего ущерба. Разумеется, удовлетворенными таким исходом остаются не все.

Еще одна трудность застрахованных по ОСАГО - своевременное получение документов в ДОБДД. Автоинспекция по закону обязана предоставлять справки только по запросу страховщика, а страховщик (и снова по закону) не обязан заниматься сбором документов для пострадавшего.

Эта законодательная нестыковка уже давно обсуждается на федеральном уровне, а пока вопрос решают посредством распоряжений регионального руководства ДОБДД, которые не всегда выполняют низовые подразделения.

Дмитрий Большаков, директор филиала ОСАО `РЕСО-Гарантия` в Петербурге, отметил: `Принципиальным вопросом является передача страховщикам права принятия решения по регулированию незначительных ущербов в области ОСАГО. Известно, что сейчас органы ДОБДД не справляются с потоком людей, которые оформляют документы. Уверены, что нужно предоставить страховым компаниям возможность самостоятельно урегулировать размер незначительных ущербов`.

С этой целью страховщики выступают за усиление роли аварийных комиссаров. В конце января 2005 года ЗС Петербурга приняло в первом чтении проект закона `О службе аварийных комиссаров в Санкт-Петербурге`. Этот закон - первая попытка

упростить оформление незначительных ДТП в тех случаях, когда у участников нет расхождений в его оценках.

Однако оформление в органах ДОБДД все-таки остается обязательным даже в таких ДТП. Кардинально решить проблему могла бы корректировка федерального законодательства, что, весьма вероятно, и произойдет, по прогнозам страховщиков, в течение 3-5 лет.
Другие материалы рубрики
СТРАХОВАНИЕ
17.03.08Частник не хочет работать за идею
Процесс взаимопроникновения двух моделей медобслуживания в Петербурге уже начался
17.03.08Богатое ОМС - новые проблемы
Правительства Петербурга и Российской Федерации параллельно занимаются реформой здравоохранения
10.03.08Страховщиков расставили по местам
Аналитический центр `Эксперт Северо-Запад` составил рейтинг региональных страховых компаний по итогам 2007 года
20.08.07`МАКС-М` решит спор в суде
20.08.07Ущерб от стихийных бедствий возместит страховка
20.08.07Группа АСК пополнила портфель заказов
20.08.07Страховщики нацелились на коттеджи
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru