В феврале в Петербурге открыт филиал московского ТрансКредитБанка. Этим ТКБ закончил создание системы своих региональных подразделений в городах, где расположены управления железных дорог. Банк - стратегический партнер ОАО `РЖД`. Основной его собственник - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
На брифинге по случаю презентации нового филиала ТКБ его управляющий Сергей Пушкин сказал, что создание региональной сети банка позволит повысить эффективность расчетов между компаниями железнодорожного транспорта. Сегодня ТКБ обслуживает практически все филиалы ОАО `РЖД`. Следующим логическим шагом стал бы перевод в ТКБ и счетов ОЖД, которая традиционно обслуживалась в Балтийском банке.
О том, что они будут переданы в ТКБ, первые лица ОАО `РЖД` заявили еще в конце 2004-го. И, как выяснилось недавно, `РЖД` обращалась в `Балтийский` с предложением о покупке контрольного пакета акций, но собственники его отклонили. Такое решение было бы для ТКБ оптимальным, поскольку позволило бы приобрести банк с готовой разветвленной сетью на Северо-Западе (у самого ТКБ там нет филиалов).
Здесь необходимо сделать оговорку, что Балтийский банк в момент переговоров уже не был фактически железнодорожным. Свыше 80% его акций принадлежало ООО `Балтийский торговый дом`, которое совсем недавно имело 25,22% (эта доля до сих пор приведена на сайте `Карта собственности`). В этом загадочном ООО крупным совладельцем является нынешний президент Балтийского банка Олег Шигаев. Судя по публикациям в прессе, перераспределение структуры собственности в петербургском банке произошло в преддверии переговоров о покупке контрольного пакета ОАО `РЖД`.
Главным собственником в Балтийском банке ОЖД была недолго - с 1997-го по 2000 год. В то время ей принадлежали 75% акций (остальные 25% акций - ООО `Балтийский торговый дом`). И речь шла о покупке ТКБ контрольного пакета акций `Балтийского`.
На пост председателя правления банка в начале 2000 года был утвержден Олег Шигаев, до этого работавший в МПС. Сам О. Шигаев, комментируя намерение ТКБ, сказал тогда, что сделка не является тривиальной, а демонстрирует стратегические планы МПС.
В конечном итоге сделка не получилась: то ли у ТКБ не хватило средств на приобретение контрольного пакета, то ли помешали амбиции ОЖД, которая тоже стремилась стать полноправным хозяином банка, до сих пор остается неясным. Реально же пакет акций ОЖД после 2000 года стал сокращаться. И переговоры ТКБ в 2004-м о приобретении контрольного пакета пришлось вести отнюдь не с ОЖД (ее доля в уставном капитале составляла 8%), а с другими собственниками.
Главный акционер `Балтийского`, оценив обстановку, выбрал самостоятельный путь развития. Перевод счетов ОЖД, как заявил в прессе О. Шигаев, не ударит сильно по банку, поскольку их доля в пассивах составляет 5%.
Самостийность Балтийского банка дорого обойдется ОАО `РЖД`. Уже сообщалось, что руководители петербургского филиала ТрансКредитБанка и ОЖД ведут переговоры о планах по развитию подразделений банка на Северо-Западе. Подробности стороны комментировать отказываются, поскольку нет конкретных мероприятий. В свое время ОЖД и `Балтийский` аналогичную программу претворяли в жизнь довольно долго, на это понадобилось немало средств.
Примечательно, что судьба Балтийского банка еще до сих пор не определилась, несмотря не перераспределения долей собственности в уставном капитале. Топ-менеджеры банка ведут переговоры о продаже акций сторонним инвесторам, правда, на уровне блокирующего пакета. Это поможет, как заявил О. Шигаев, привлечь дополнительные средства для дальнейшего развития, поскольку банк вышел на федеральный уровень.
Между тем и судьба самого ТКБ не очень понятна. Весной ожидается его приватизация, поэтому неизвестно еще, какую политику будут проводить новые собственники. Возможно, приближающаяся распродажа банка заставляет руководителей ОАО `РЖД` делать в прессе осторожные высказывания по поводу взаимоотношений с `Балтийским банком`. Так, президент ОАО `РЖД` (он же и председатель совета ТКБ) Геннадий Фадеев, будучи в деловой поездке в Петербурге, подтвердил, что основные финансовые потоки РЖД пойдут через ТКБ, но решение о переводе корпоративных счетов, отметил он, примет правление ТКБ.
По его словам, филиал в Петербурге сразу не сможет принять все потоки такого гиганта, как ОЖД, поэтому пока счета работников ОЖД останутся в `Балтийском`. По информации Балтийского банка, ежедневные остатки на корпоративных счетах ОЖД составляют 500 млн руб., а на счетах сотрудников железной дороги - 800 млн руб. |