В Петербурге начата подготовка к осенней выставке `Российский промышленник-2005`. В связи с этим редакция попросила ответить на ряд вопросов, касающихся инновационного развития и совершенствования условий для бизнеса, вице-губернатора Санкт-Петербурга
Михаила Осеевского
- Михаил Эдуардович, каковы основные перемены в экономической жизни Петербурга, происшедшие в 2004 году, и приоритетные задачи, которые предстоит решить в 2005 году для улучшения предпринимательского климата в городе?
- Напомню, первое, с чего были начаты преобразования в 2004 году, - с реформирования системы городского заказа. Теперь все крупные городские тендеры проводят через межведомственные комиссии (всего их восемь), каждую из которых возглавляет член правительства.
Правительство стало активнее заниматься созданием условий для привлечения инвестиций. Прежде всего прямых. Именно на это в правительстве и сделали акцент при разработке новой нормативно-правовой базы для инвесторов.
Внесены поправки в законодательство, предусматривающие льготы стратегическим инвесторам и предпринимателям. В 2005 году крупные компании, инвестировавшие в основной капитал больше $10 млн, меньше заплатят налог на прибыль и освобождаются от уплаты половины налога на имущество. Для инвесторов, которые вложат $5-10 млн, налог на прибыль тоже снижается, но по несколько меньшей ставке, а налог на имущество для них также будет снижен вдвое. Аналогичные льготы - для производителей высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения, которые инвестируют в основной капитал более 50 млн руб. Льготы будут действовать в течение трех лет после осуществления инвестиций.
Особое внимание уделяется инновационным предприятиям. Однако необходима поддержка и тем отраслям, где сильны позиции петербургских производителей, но им требуется вкладывать солидные средства в научно-техническое перевооружение, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке. Например, судостроителям и энергомашиностроителям, которых начинают теснить конкуренты из других стран - того же Китая.
Стимулируется развитие субконтрактинга. Упрощаются процедуры создания новых производств и развития действующих предприятий. Совершенствуются партнерские связи с представителями естественных монополий.
Методика уже опробована на взаимоотношениях с ОАО `РЖД`. Аналогичные переговоры идут с атомщиками, энергетиками, руководством Газпрома, Водоканала, ГУП ТЭК.
В бюджетной политике в правительстве Петербурга стремятся постепенно перейти от затратного метода планирования бюджетных расходов (по комитетам, отраслям) к целевому финансированию.
Наверное, уже в бюджете 2006 года мы определим часть средств, которые будут на конкурсной основе распределять между главными распорядителями (комитетами и районными администрациями).
- В Петербурге намечено удвоить бюджет к 2010 году. Что для этого делают?
- Понятно, что возможность получения инвестиций ограничена многими факторами - политическими, экономическими. Пока мы оцениваем наши возможности по дополнительному привлечению инвестиций в основной капитал в течение пяти лет, включая 2008 год, приблизительно в $3 млрд. Это весьма приличная цифра.
Вторая часть проблемы - экономически активное население. О чем говорит статистика? Демографическая ситуация ухудшается. Потому программа подготовки, переподготовки и обучения специалистов не менее важна, чем вопросы привлечения инвестиций.
Соотношение доходов бюджета и РВП находится в прямой арифметической зависимости. Мы считаем, что нормальной является налоговая нагрузка на РВП на уровне 11-12%. Развитие источников энергии - это третья очень серьезная задача.
- Как продвигается имидж Петербурга на российском и международном рынках?
- Для этого предпринимается целый комплекс мер. К примеру, выставочная деятельность. В частности, заметную роль в решении этой задачи играют такие форумы, как `Российский промышленник`, которые способствуют дальнейшему инвестиционно-инновационному развитию экономики страны в целом и Петербурга в частности. |