В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Петербурга обсуждали пути совершенствования работы выставок `Российский промышленник`
Как выяснилось, работу в этом направлении разделяют на две части. Первая связана с нехваткой площадей в Гавани. Она решается. Если в 2004 году под выставочные павильоны отводили свыше 7 тыс. кв. метров, то в 2005-м они будут располагаться на 8,6 тыс. кв. метров. Если в 2004-м в рамках `Российского промышленника` было три спецвыставки, то в 2005 году их будет пять: `Промэкспо`, `Машэкс` (станкостроение), `Малый бизнес`, `Электроника` и `Атомная промышленность`. Есть потенциал и для дальнейшего роста.
Вторая часть вопросов связана с совершенствованием концепции выставки. В нее предстоит внести поправки. Это объясняется, во-первых, тем, что выставка давно перешагнула рамки традиционного межрегионального принципа построения экспозиций. Все больше углубляется ее отраслевой характер, структурированный на специализированные разделы, по которым группируют предприятия.
В секторе выставочной деятельности обостряется конкуренция. Появилось множество малых региональных выставок, которые строятся несколько иначе, чем форумы, проводимые в Москве и Петербурге. Успех последних обеспечило посещение важных персон - руководителей Правительства РФ и отраслевых министерств.
Организаторы выставок в российской глубинке прекрасно понимали, что тягаться с мегаполисами в этом плане им не удастся. Потому свои форумы они стали проводить перед отраслевыми коллегиями, где обсуждали стратегические для предприятий проблемы. И выставки становились поводом для мозгового штурма и обкатки тех предложений, которые потом должны были лечь в основу министерских документов и правительственных постановлений. И такой подход оказался весьма эффективным.
Предстоит усилить содержательную часть петербургских выставок `Российский промышленник`. Она должна затронуть конкретные аспекты предстоящих реформ в отечественной промышленности. Целесообразно применить опыт, накопленный в Петербурге, во взаимоотношениях с руководством естественных монополий. Он касается выработки госполитики по созданию равных условий доступа предприятий к инфраструктуре монополистов, созданной на государственные средства, а также по развитию практики проведения открытых конкурсов на поставки продукции для монополий из российских регионов.
Особую актуальность приобретает тема субконтрактинга. Она важна еще и в связи с увеличением объемов госзаказов, которые также необходимо распределять с использованием рыночных механизмов и стимулировать конкуренцию среди предприятий страны.
Следует учитывать возрастающую роль таких отраслей, как машиностроение, металлургия и металлообработка. Настает пора, когда в этих секторах будут задействованы все ресурсы и дальнейший рост возможен только с применением современных технологий. Необходимо выявить те потенциальные зоны роста, куда в первую очередь целесообразно направлять инвестиции. А государство должно создавать условия, развивать инфраструктуру бизнеса. От того, какой будет эта стартовая площадка для новых проектов, во многом зависят сроки окупаемости инвестиций и масштабы инноваций.
Сегодня меняются принципы принятия правительственных решений. Они должны основываться на предложениях из российских регионов, потому что именно в регионах предстоит реализовывать все федеральные программы. Должны быть проведены предпроектные исследования, выполнен землеотвод и резервирование территорий, скорректированы планы развития инженерной и транспортной инфраструктуры.
От того, насколько активно специалисты промышленных предприятий примут участие в выработке предложений в этой сфере, зависят пути развития национальной экономики. Сегодня нужны как малые выставки, проводимые под конкретные локальные проекты, так и крупные форумы, на которых предприниматели смогут внести предложения в комплексные программы развития народного хозяйства РФ. |