Уточненные данные работы ведущих лизинговых компаний Петербурга показывают, что по итогам 2004 года объем операций в среднем вырос на 30-40% (см. таблицу). Большинство специалистов сегодня убеждены, что на смену взрывному этапу формирования рынка пришло время поступательного роста
Деловое сообщество оценило преимущества финансовой аренды как технологии менее рискованной и более доступной, по сравнению с традиционным кредитованием. Лизинговые же компании демонстрируют очевидное стремление к укрупнению бизнеса, тем более что недавние проблемы на межбанковском рынке вынудили в ряде небольших кредитных организаций задуматься о продаже своего лизингового бизнеса, поскольку нехватка средств делает невозможным развитие финансовой аренды.
Крупные банки, напротив, видят в лизинге одно из наиболее перспективных направлений, источник прибыли и возможность привлекать новых клиентов.
Как считает генеральный директор лизинговой компании `Скандинавия` Андрей Подкопаев, кредитные программы банков едва ли способны составить сколько-нибудь существенную конкуренцию лизингу. `Я таких предложений просто не вижу, - говорит он. - У лизинга остается целый ряд преимуществ перед кредитами, начиная с менее сложной процедуры оформления сделки и кончая налоговыми льготами`.
Большинство опрошенных нами компаний представляют сектор универсального лизинга, поскольку не ограничивают круг потенциальных клиентов представителями строго определенных отраслей. Подобное разнообразие позволяет, прежде всего, снизить риски в случае возникновения как системного кризиса в той или иной сфере бизнеса, так и непредвиденных осложнений с обеспечением крупной сделки.
Как отметили представители сразу нескольких фирм, промышленные предприятия, реализующие, как правило, дорогостоящие проекты, редко отличаются высокой платежной дисциплиной, и временные убытки в этом случае приходится перекрывать из других источников. Соответственно, для универсальной лизинговой компании важнейшими критериями, по которым определяется привлекательность сделки, считаются сумма контракта и интерес, который представляет клиент с точки зрения дальнейшего сотрудничества.
Что касается оборотов, то сегодня налицо стремление большинства ведущих лизинговых компаний ориентироваться на крупные сделки и не связываться с малыми. Базовая сумма минимального контракта растет, и не исключено, что в наступившем году большинство компаний будет с ходу отказываться даже рассматривать предложение, объем которого составляет менее $10 тыс. Микролизинг остается, но все явственнее вытесняется на периферию бизнеса.
Как признался в интервью `Экономике и времени` руководитель одной из петербургских лизинговых компаний, малый бизнес - это `специфичный сектор, который для нас особого интереса не представляет. Для обслуживания таких клиентов сейчас появляются небольшие узкоспециализированные лизинговые фирмы`.
Как отмечают многие участники рынка, за последнее время приемы конкуренции, используемые лизинговыми компаниями, все чаще оказываются весьма сомнительными с этической точки зрения. В частности, широкое распространение получает демпинг, при котором клиента стараются привлечь явно заниженным процентом. Средний уровень прибыли в лизинговом бизнесе, по разным оценкам, колеблется от 6% до 9%.
Однако специалистам известны варианты сделок, при которых фирма соглашалась на доход менее чем в 1%, даже фактически работая себе в убыток. При этом надо учесть, что в среднем лизинговые ставки составляют 10-15,5% в валюте и 15-20% в рублях. Зачастую они на 2-3% превышают ставки при получении обычного банковского кредита: ведь у лизинговой компании порой нет собственных средств, и она сама кредитуется в банке для обеспечения сделки. Но даже при этом лизинг для предприятия получается выгоднее обычного кредита: настолько существенна экономия на налогах.
До сих пор профессиональное сообщество не предпринимало каких-либо мер против нарушителей негласного кодекса правил, который однозначно рассматривает демпинг как метод нечестной конкуренции. Причину объясняют тем, что руки до борьбы просто не доходят: вычислить, а главное - уличить нечестного игрока - задача непростая, требующая доступа к инсайдерской информации. Потому глухие жалобы, постоянно циркулирующие среди участников рынка, эффективных последствий не имеют.
Насколько известно, в настоящее время обсуждается вопрос о создании корпоративного кодекса для лизинговых фирм, появление которого должно стать качественным шагом в развитии рынка. Впрочем, когда он появится, неясно, поскольку среди представителей даже ведущих фирм нет единства мнений по поводу данного документа.
ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ ПЕТЕРБУРГА
Название Год Число Объем Объем Минимальн. Максимальн. Средняя Отраслевая Число компании основания сотрудников лизингового лизингового сумма сумма сумма специализация клиентов портфеля портфеля сделки сделки сделки за 2004 год за 2003 год за 2004 год
`Балтийская 2000 - 44,53 млн 75,31 млн $3 тыс. $150 тыс. $30 тыс. - 60
лизинговая компания` руб. руб.
`Балтийский лизинг` 1990 82 1, 875 млрд 2,072 млрд 105 968 86,907 млн 3,969 млн - 341
руб. руб. руб. руб. руб.
`Глобус-лизинг` 1999 64 2,5 млрд свыше 2,9 3 млн 708 млн 24 млн - свыше 500
руб. млрд руб. руб. руб. руб.
ЗАО `Европлан` 1999 160 1,22 млрд 2,88 млрд 20 тыс. 30 млн 200 тыс. - 1800
руб. руб. руб. руб. руб.
`Петербургская 1997 - 157,295 млн 257,479 млн 90 тыс. $1 млн $150 тыс. - 84
лизинговая компания` руб. руб. руб.
`Прогресс-Нева 2003 10 65 млн руб. 150 млн 300 тыс. не 2,5 млн - 68
Лизинг` руб. руб. ограниченна руб.
`Скандинавия` 2002 5 104 млн руб. 182 млн 1 млн 18,8 млн 2,7 млн - 35
руб. руб. руб. руб.
`Универсальная 2000 8 $6,296 млн $6,445 млн $20 тыс. $128 тыс. $56 тыс. любая 17
лизинговая компания` отрасль
`Центр-Капитал` 2001 125 4,4 млрд 3,6 млрд от 450 300 млн 12 млн оборудование, 535
руб. руб. тыс. руб. руб. руб. легк.транспорт,
спецтехника
Источник информации: собственные данные лизинговых компаний |