Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Мобильная политика кнута и пряника - ЭиВ N 4 (541)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Мобильная политика кнута и пряника
No. 4 (541) 07.02.2005
Андрей Лазарев
В январе 2005 года доля абонентов `МегаФона` в Петербурге вновь снизилась на 7%, при этом доля `Би-лайн` возросла на 8%. Если такая тенденция сохранится, то в ближайшие 1,5-2 года `МегаФон` потеряет в городе позиции лидера сотовой связи



На первый взгляд, экспансия `Би-лайн` (торговая марка ОАО `ВымпелКом`), проводимая в российских регионах, включая Северо-Запад РФ, выглядит рискованной. Ведь компания в 2004 году продемонстрировала самый низкий низкий доход на 1 абонента (ARPU) среди трех ведущих мобильных операторов РФ. Тем не менее в ОАО `ВымпелКом` демонстрируют удивительную финансовую устойчивость благодаря поддержке стратегических инвесторов (`Теленор` и `Альфа Груп`).

К тому же `Теленор` успешно отбил `наезд` на `ВымпелКом` российской налоговой службы. Потому велики шансы, что компания реализует объявленные амбициозные планы, как минимум, удвоит абонентскую базу в 2005 году в том регионе, где традиционно `МегаФон` получал основные доходы, - на Северо-Западе РФ.



Кто-то теряет, кто-то находит

В 2004 году `ВымпелКом` привлек в целом по России свыше 1 млн новых абонентов против 800 тыс. у `МТС` и 660 тыс. у `МегаФона`. В 2005-м в `ВымпелКоме` надеются обогнать по числу клиентов `МТС` и выйти в лидеры на российском рынке. Это означает, что в компании хорошо освоили методики продвижения на рынках субъектов РФ. Особую гордость у менеджеров вызывают успехи на петербургском рынке, где есть свои традиции. Например, не менять номер телефона годами приучил горожан `МегаФон`: дескать, это визитная карточка солидного абонента, который не бегает за сиюминутной выгодой на поклон к московским операторам.

Этот стереотип, кстати, так и не удалось преодолеть `МТС`. В 2004 году явно не сработали те лобовые рекламные приемы, которые помогли компании набирать клиентов в Московском регионе. И доля `МТС` в Петербурге в 2004-м упала на 2%.

В `ВымпелКоме` же проявили гибкость: не хотят петербуржцы расставаться со старыми номерами - ну и пусть! Людям стали предлагать такие условия, которые подталкивали их не продавать старую трубку при смене ее на новую, с расширенным набором функций, а приобретать и вставлять в нее сим-карту `Би-лайн`.

Появлялась возможность сравнивать тарифы разных операторов. И такая стратегия позволила в январе 2005 года утроить абонентскую базу, по сравнению с январем 2004-го. Теперь число пользователей услугами `Би-лайн` в Петербурге превысило миллион. В компании полагают, что в 2006 году значительная часть двойных абонентов решит окончательно расстаться с прежними номерами в пользу `ВымпелКома`.



Не спешите с выбором оператора

Сейчас такой выбор делать преждевременно по нескольким причинам: у `Би-лайна` есть провальные зоны в Петербурге. К тому же ее сеть охватывает всего 9 станций метро и проигрывает `МегаФону` по качеству связи в Ленобласти.

Однако именно эти недостатки в `ВымпелКоме` обещают устранить к концу 2005 года. В I квартале намечено охватить связью еще 18 станций, а в декабре - все вестибюли метро. В дальнейшем связь не будет прерываться и в туннелях. Все будет зависеть от темпов реализации метрополитеном проекта по обеспечению радиосвязью машинистов для повышения безопасности движения поездов. Для этого в туннелях прокладывают излучающий кабель. Операторы - соинвесторы этого проекта смогут воспользоваться этим кабелем для полного охвата мобильной связью метро.

Качество связи в `ВымпелКоме` намерены улучшить после ввода в 2005 году 350 новых базовых станций (половину из них смонтируют в Петербурге, а остальные - в Ленобласти). Причем часть - в двухволновом диапазоне, что улучшит проникаемость радиоволн сквозь стены зданий.

Аналогичной тактики (попробуй - сравни) в `Би-лайне` придерживаются и по отношению к корпоративным клиентам. И теперь в активе оператора более 100 компаний, среди которых филиалы `Альфа-банка`, `ПСБ`, сети магазинов `Эльдорадо`, `Перекресток`, `Метро`. `ВымпелКом` вклинивается и туда, где клиентам требуется обмен данными через мобильный Интернет (GPRS-трафик), в частности на строительный и топливный рынки. А часть банкоматов Сбербанка обслуживают через выделенные каналы `Би-лайн`. И список клиентов в этом секторе расширяется.



Кому быстрый Интернет?

Дальнейший прорыв на корпоративный рынок в `ВымпелКоме` связывают с выводом в коммерческую эксплуатацию связи нового поколения, со скоростным Интернетом. Для этого компании, как уверяет директор петербургского филиала ОАО `ВымпелКом` Игорь Заруднев, достаточно модернизировать всего 20 старых станций, которые не поддерживают EDGE-трафика. А их реконструкция завершится в апреле 2005 года. К этому сроку ожидается ввод услуги в коммерческую эксплуатацию.

Быстрый Интернет на первом этапе порадует немногих продвинутых пользователей. Спрос на него сформируется позднее. Ожидается нечто схожее с волной MMS-сообщений: поначалу абоненты предпочитали отправлять дешевые SMS-сообщения (короткие тексты). Однако после появления на рынке недорогих аппаратов со встроенной фотокамерой мультимедийный MMS-сервис стал стремительно расти.

В конце 2005 года на российском рынке появятся `мобильники` в том же ценовом диапазоне, способные поддерживать EDGE-сервис. И те сотовые операторы, которые развернут к тому времени услуги связи нового поколения, в 2006 году пожнут плоды от роста спроса на прослушивание и перекачку музыки на сотовые телефоны. А следом начнет формироваться спрос на просмотр видеофильмов через Интернет, который поначалу будет сдерживаться дороговизной ноутбуков.

Однако после появления сравнительно недорогих `мобильников` с функцией просмотра видеозаписей грядет очередной бум мобильного Интернета.



Амбиции - двигатель прогресса

`ВымпелКом` намерен потеснить `МегаФон` не только в Петербурге, но и в субъектах СЗФО, где у `Би-лайна` уже 650 тыс. абонентов. Самым урожайным после Ленобласти оказался новгородский рынок, где удалось привлечь 60 тысяч абонентов.

В Мурманске, Архангельске, Петрозаводске, Пскове `ВымпелКом` теперь насчитывает по 40 тыс. пользователей. Активно осваивает компания и Калининград, где куплена компания, которая вошла в состав `ВымпелКома` филиалом. Внедрение на новые рынки в СЗФО опирается на систему дилеров, которым предоставляют солидные скидки.

В заключение заметим, что доходность российских компаний мобильной связи в 2004 году оказалась на 8-15% выше, чем у европейских. В такой ситуации вполне оправданной является стратегия `ВымпелКома` - по мере роста абонентской базы предоставлять все более привлекательные для абонентов тарифные планы, которые, однако, не опускаются на уровень демпинга.

Неприличным в такой ситуации становится держать ту планку доходности, которую установил для себя в Петербурге и на Северо-Западе РФ, например, `МегаФон`. В Москве, заметим, у него тарифные планы гораздо скромнее...



Долги связистов уменьшились в 40 раз

Рынок связи - достаточно точный индикатор социального благополучия в субъектах РФ. Это лишний раз демонстрируют итоги развития рынка Ленинградской области.

Общий объем услуг связи за 11 месяцев 2004 года оценивается в 2 млрд руб. (+13,1% к соответствующему периоду 2003 года). Причем основная доля потребителей - население

(1,63 млрд руб.). Главные поставщики услуг - организации Минсвязи РФ, доход которых вырос до 1,8 млрд руб. (+7,7%). Остальное - доля операторов сотовой связи и Интернет-провайдеров. Судя по динамике, их доходы росли значительно быстрее, чем у предприятий электросвязи.

За 10 месяцев 2004 года крупными и средними организациями связи получена сальдированная прибыль 10 млн руб. (в 4,2 раза больше, чем за соответствующий период 2003-го). Сегодня убыточных организаций в отрасли нет. Причем в ноябре, по сравнению с январем, кредиторская задолженность уменьшилась в 40 раз, а дебиторская - в 21 раз.

Это означает, что предприятия электросвязи Ленобласти успешно оптимизируют расходы. При этом средняя зарплата выросла незначительно и остается на 11,6% ниже среднего уровня по Ленобласти.

Однако рост доходов предприятий связи в 2004 году оказался неравномерным: максимальный прирост достигнут в первой половине года с пиком в феврале (+22,1%), а летне-осенний спад уменьшил итоговую прибавку в оборотах до 13,1%.



Доли компаний на российском рынке, %

Город `Би-лайн` `МТС` `МегаФон` Другие

Москва 44,4 44,3 10,8 0,5

Петербург 17,0 32,0 44,0 7,0

Россия 34,8 35,9 18,4 10,9

Источник - АСМ-Соnsulting, независимые аналитические агентства

Другие материалы рубрики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
29.09.08Ритейл заводит новые связи
29.09.08Коротко
11.08.08Виртуальные гонки за клиентами
Модернизация клиентоориентированных приложений и систем управления базами данных - условие для выживания банков на рынке
11.08.08Коротко
28.07.08Коротко
28.07.08Конкуренция компромиссов
28.07.08Где найти новые знания
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru