Реформу обязательного медицинского страхования откладывают, как минимум, до апреля. Проект нового закона об ОМС, который был разослан для ознакомления в страховые компании в начале ноября, вызвал у специалистов слишком много вопросов. Кроме того, как оказалось, не готовы к его реализации и сами разработчики, первоначально обещавшие, что закон вступит в силу с 1 января 2005 года
ОМС неизлечимо...
Бесплатное медицинское обслуживание россияне получают за счет государственных источников финансирования: системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджетов федерального и регионального уровней.
Ныне действующий Закон `О медицинском страховании граждан РФ` был принят еще в начале 1990-х годов и по ряду позиций не может отвечать современному уровню развития ни страхования, ни всей отрасли здравоохранения.
До сих пор непонятно, является ОМС коммерческим страхованием, или это особый вид государственного обеспечения. Многие страховщики полагают, что ОМС в том виде, в каком существует, нельзя считать страхованием даже с поправками на обязательность. Так, страховщики не формируют страховые резервы под эту услугу. Кроме того, отсутствует четкое определение страхового случая, не обозначена страховая сумма, страховщиков контролирует не страховой надзор, а ТФОМС.
В ходе последнего обсуждения проекта закона председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева заявила: `Если ОМС - это страхование, то требуется так доработать законопроект, чтобы он полностью регламентировал страховую деятельность в соответствии с Гражданским кодексом и Законом `Об организации страхового дела в РФ`.
Статистические данные Всероссийского союза страховщиков (ВСС) свидетельствуют об ускоренном развитии ДМС: в 2002 году по этому виду было собрано 26 млрд руб. страховой премии, в 2003-м - 35 млрд руб., а в 2004-м - около 60 млрд руб.
Социологические исследования, проведенные СК `Росгосстрах` в 2003-2004 гг., также показывают, что рост числа пользователей ДМС в 2004 году ускорился: если в ноябре 2003 года полис ДМС имели 9% жителей российских городов с населением более 1 млн человек, то в марте 2004-го их доля возросла до 22%. В 1,5 раза (с 2% до 3%) выросла доля тех, кто приобретает услуги ДМС за счет собственных средств.
Другое исследование показало, что осенью 2004 года полисами ДМС были обеспечены сотрудники 44% предприятий крупных городов РФ.
...поэтому его совместят с ДМС
Реформа здравоохранения, которую будут обсуждать в Госдуме в марте-апреле, предполагает объединить средства обязательного и добровольного медицинского страхования.
В рамках существующего законодательства сохраняется проблема дублирования финансирования обязательного и добровольного медицинского страхования. На многих предприятиях работодатели, помимо уплаты единого социального налога, организуют медицинскую помощь своим сотрудникам, используя собственную лечебную базу и финансируя ее из доходов предприятия или обращаясь к добровольному медицинскому страхованию.
Таким образом, одни и те же риски оплачиваются дважды - ведь сегодня человек, который обладает полисом ДМС, продолжает в полном объеме платить налоги, из которых отчисляют средства на его обязательное медицинское страхование.
Законопроектом об ОМС для ликвидации этого дублирования предлагается механизм объединения средств ОМС и ДМС через договор медицинского страхования. Застрахованные по такому договору смогут получать гарантированную медицинскую помощь за счет объединения средств ОМС в размере подушевого норматива и средств страховой премии, уплачиваемой страхователем по договору ДМС.
Разрешить либо запретить совмещение ОМС и дополнительного медицинского страхования может дирекция Территориального фонда ОМС. Застрахованный гражданин предоставляет своему страховщику по договору медицинского страхования заявление; страховщик направляет в дирекцию Территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту жительства застрахованного требование об оплате части страховой премии по договору медицинского страхования; дирекция Территориального фонда рассматривает требование страховщика в 15-дневный срок со дня поступления и по истечении указанного срока извещает страховщика об удовлетворении требования либо направляет ему мотивированный отказ.
Какие могут быть последствия совмещения двух вышеозначенных финансовых источников и видов страхования для страхователей? Скорее всего - положительные. Во-первых, перенесение на ОМС методов, выработанных в ДМС, пойдет новой системе только на пользу: страховщики будут тщательнее выбирать и контролировать все медучреждения, распространят на своих новых клиентов обязательную профилактику. Во-вторых, если предприятия смогут направить на дополнительное медицинское страхование часть средств, перечисляемых сейчас в фонд ОМС, это может стать серьезным подспорьем для развития самого института медицинского страхования. |