Агентство морского и речного транспорта при Минтрансе России разработало программу реформирования российской судостроительной отрасли до 2007 года. Согласно этой программе отрасль предлагается реструктуризировать, с тем чтобы создать на базе различных судостроительных предприятий 4-5 холдингов
Предполагается, что холдинги объединят все предприятия судостроительной отрасли вне зависимости от их формы собственности. Такая реструктуризация подразумевает и дальнейшую стопроцентную государственную поддержку, которую будут оказывать объединениям.
По профилю
Объединение в холдинги намечено осуществлять в зависимости от профиля предприятий, которые в них войдут. Планируется создание холдингов надводного военного, подводного, гражданского надводного судостроения, научно-профилированного холдинга. Окончательно примут решение по этому вопросу в 2007 году.
По словам генерального директора конструкторского бюро `Армас` Юрия Завьялова, сейчас нет поддержки государства ведущей отрасли, которой можно считать судостроение. И если раньше в России строили сотни кораблей, то на сегодня заложено всего четыре атомные подводные лодки четвертого поколения, а это очень мало.
Однако право именоваться морской державой Россия получила не только вследствие своего географического положения с выходом в три океана и протяженностью морских границ, во много раз превышающей протяженность побережий других морских держав мира, но и благодаря своему вкладу в изучение Мирового океана, открытиям русских мореплавателей, вкладу в развитие морского судоходства.
Сейчас жизнедеятельность России, особенно ее прибрежных регионов, зависит от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузо- и пассажироперевозок морем. В нашей стране морской транспорт - один из важнейших в экономике страны, а для взаимодействия с другими странами - единственно выгодный.
Россия имеет 45 морских портов, в том числе такие крупные, как Мурманск, Архангельск, Петербург, Калининград, Находка, Владивосток. Оставшиеся у России после распада СССР порты могут обеспечить не более 60% необходимой ей перевалочной работы. Северные порты не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге, хотя и нуждаются в серьезном развитии.
Главное - обозначить перспективы
Такой стратегической отрасли, как судостроение, должно оказывать поддержку государство, которое и определяет ее перспективы. В том случае, если государственной программы не будет, то и частный капитал не заинтересуется финансированием развития предприятий отрасли.
`Наше КБ наверняка будет приватизировано, но если его не оценят потенциальные инвесторы как перспективное, то наверняка оно вымрет, - отметил Ю. Завьялов. - Процедура приватизации - это привлечение капитала. Раз нет государственных средств, в развитие предприятий будут вкладывать частные деньги, но чтобы получить их, у предприятия должны быть перспективы`.
Кроме того, реструктуризация судостроительной отрасли может дать толчок ее развитию в будущем хотя бы за счет планирования. Предприятия смогут оценивать свои планы: насколько интенсивно они смогут работать, какие заказы выполнять, какая будет степень загруженности - а это, с точки зрения самих судостроителей, немаловажно, особенно для отрасли с длительными сроками выполнения заказов.
Играть по правилам
По словам генерального директора ОАО `Армалит-1` Кирилла Рудометкина, у судостроительных предприятий есть промышленный потенциал, в них есть потребность, однако для их успешной деятельности `необходимо установить правила игры`. Вариантом решения этой задачи может стать создание холдинга, который бы целенаправленно занимался деятельностью судостроительной отрасли.
Например, если у ОАО `Армалит-1`, созданного на базе разорившегося завода `Армалит`, благодаря новому инвестору сейчас есть портфель заказов на производство арматуры для судостроения на два года вперед, то по истечении этого периода перед предприятием встанет вопрос о дальнейших перспективах. Сейчас 90% объема производства завода составляет госзаказ. Но насколько сохранится такое положение дел? `Нужны ли мы государству?` - таким вопросом задается руководство предприятия.
Руководство `Компании `Музей`, которая в течение последних пяти лет является основным акционером завода, придерживается аналогичной точки зрения.
`Мы инвестировали в развитие предприятия $2 млн и готовы вкладывать еще, но хотим знать, нужно ли это кому-нибудь, - сказал директор по связям с общественностью компании Андрей Семенов. - Проблемы получить прибыль от предприятия с такой площадью для нас не существует. Например, мы могли бы построить бизнес-центр, но тогда не станет одного из четырех оставшихся в России производителей арматуры. Развивая наше предприятие, мы думаем о государстве, хотя могли бы этого не делать. И хотим, чтобы и оно поддерживало судпром`.
Национальные интересы России в Мировом океане как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства, и цели национальной морской политики провозглашены в морской доктрине России. Но, к сожалению, сейчас в морской доктрине РФ не предусмотрена поддержка предприятий судостроительной отрасли, а значит, не предусмотрено и финансирования. |