Бюджет Петербурга за 2004 год был исполнен с профицитом, хотя первоначально был запланирован дефицит. Еще в середине года такой итог предусмотреть было сложно, поскольку основная часть поступлений пришлась на IV квартал, заявил на брифинге в Комитете финансов администрации города его председатель Александр Никонов.
Дополнительные доходы в 2004-м составили 1,2 млрд руб. В IV квартале поступило больше половины средств из федерального бюджета, а также значительная доля местных доходов. Поступления по подоходному налогу особенно возросли в декабре, что объясняется массовой выплатой новогодних премий. Эти средства частично были использованы на погашение долга Петербурга. За прошлый год он сократился на 2,3 млрд руб. и на 1 января 2005-го составил 10,8 млрд руб.
Больше половины доходов в бюджете 2004 года обеспечили налоги на прибыль и подоходный. По сравнению с 2003-м поступления по ним выросли очень существенно: на 40% и 30%, соответственно, что подтверждает улучшение экономической ситуации в городе. В то же время казна недополучила алкогольные акцизы (30%), транспортный налог (12%) и ряд налогов по малому бизнесу (12%).
По акцизам планировалось увеличение поступлений в 2,5 раза за счет повышения ставки и расширения налоговой базы (акцизы теперь почти полностью поступают в бюджет Петербурга). Но, после того как был сверстан бюджет, изменилась система расчетов: основные платежи по акцизам осуществляют теперь склады по хранению продукции. В результате производители винно-водочных изделий, реализующие товар в других регионах, там же стали платить и акцизы.
Малый бизнес (МБ) принес меньше доходов, чем планировалось, также в результате законодательных новшеств. В 2004 году были установлены льготные коэффициенты для МБ, а предприятия общественного питания перевели на обычную систему налогообложения. Частично недоимки перекрыли платежи по другим налогам. Если общие потери по налогам на МБ составили 230 млн руб, то только по налогу на прибыль дополнительно поступил 1 млрд 740 млн руб.
В 2005 году из федерального бюджета
Петербургу обещают выделить:
на развитие метро 715 млн руб.
(как в 2004-м)
на строительство КАД 13,6 млрд руб.
(на 19% больше,
чем в 2004-м)
на сооружение защиты
от наводнений 600 млн руб.
(на 8% меньше,
чем в 2004-м)
Для пополнения доходной части бюджета город придерживается стратегии, которая заключается в продаже имущества, находящегося в его собственности. В 2004 году начали продавать пакеты акций гостиниц, принадлежащие Петербургу. В 2005-м, как сообщили на брифинге представители КФ, можно будет выкупить нежилые помещения, сдаваемые в аренду. Более того, обсуждается предложение о продаже земельных участков приватизированным предприятиям. Проводимая властями политика основана на простом расчете: в год по акциям, которыми владеет город, поступает дивидендов на сумму 20-40 млн руб., а продажа только одной гостиницы дает около 500 млн руб.
Корректировка закона о монетизации льгот, очевидно, заставит пересмотреть в сторону увеличения сумму, которая была первоначально определена на эти цели в бюджете при финансировании транспортной отрасли, - 1,6 млрд руб. О конкретных цифрах, как заявил на брифинге Александр Никонов, можно будет говорить по итогам I квартала, а возможно и полугодия, когда определится реальное число владельцев льготных проездных билетов. |