Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Дорогих продуктов все больше - ЭиВ N 3 (540)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Дорогих продуктов все больше
No. 3 (540) 31.01.2005
Славяна РУМЯНЦЕВА
Сегодня многие из тех, кто анализирует состояние рынка пищевых продуктов, отмечают, что, помимо общего роста цен на конечную продукцию, прослеживается тенденция увеличения доли продукции высокой стоимости в общем объеме продаж. Как правило, это касается продуктов, выпускаемых по оригинальным рецептам и новым технологиям, себестоимость которых изначально выше



Увеличению доли дорогостоящей продукции в общем объеме продаж способствует постепенный рост благосостояния населения. По данным Госкомстата РФ, денежные доходы в среднем на душу населения на ноябрь 2004 года увеличились по отношению к ноябрю 2003 года на 22,5%. Величина прожиточного минимума за тот же период повысилась только на 13%. Люди начинают все чаще отдавать предпочтение именно качественным товарам и известным брэндам. А одним из критериев оценки качества является цена продукта.

Приход в Россию крупных иностранных ритейлеров также способствует увеличению импорта качественных европейских товаров. В западных сетях наличие какого-либо продукта уже говорит об определенных стандартах качества, и именно в этих магазинах появилось множество новинок, цена на которые несколько выше, чем на привычные для россиян товары.



Чтобы хлеб был дешевым,

а торты - дорогими

По словам начальника отдела маркетинга и рекламы петербургского ОАО `Пекарь` Александры Савиной, тенденцию изменения относительных показателей объемов ценовых сегментов и смещения предпочтений населения в сторону более дорогих продуктов подтверждают пропорции продаж собственного ассортиментного портфеля компании. В том числе благодаря успеху вывода на рынок принципиально новых по своей технологии товаров типа пирог `Петербургский`, существенному увеличению объемов сбыта зефира BISS после его репозиционирования в более дорогой ценовой сегмент. Это естественный процесс, отмечает А. Савина, так как этому способствуют многие факторы.

Тем не менее `Пекарь` в первую очередь специализируется на производстве хлебобулочных изделий, а это экономичный и очень массовый сегмент. Потому доля дорогостоящих товаров в ассортименте компании пока не слишком существенна. Сегодня это 12-15% от всего совокупного объема продаж кондитерских и хлебобулочных изделий предприятия.

Однако, по словам А. Савиной, у компании существуют и планы по увеличению доли продаж дорогостоящей продукции, потому что этот товар продавать гораздо выгоднее с экономической точки зрения. Рост продаж более дорогой продукции планируется за счет увеличения мощностей, а не вытеснения продукции низкой стоимости или сокращения объемов ее производства.



Молочные реки

тоже дорожают

Аналогичная тенденция прослеживается и в молочной отрасли: в общем объеме рынка растет доля более дорогого молока, в частности, произведенного по асептической технологии (по цене оно в 2-3 раза дороже разливного).

Так, под данным исполнительного директора Российского союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, в последние годы на российском молочном рынке отмечается значительное снижение производства разливного, то есть неупакованного молока (с 5,9 млрд литров в 1999 году до 4,1 млрд литров в 2003 году).

Одновременно объем рынка упакованного белого молока увеличился с 2,28 млрд литров до 4,55 млрд литров. При этом более чем на 50% выросло производство молока, произведенного по асептической технологии (UHT-молока): с 450 млн литров в 1999 году до 680 млн литров в 2003 году.

Причем наибольшее распространение молоко в асептической упаковке получило в основном в крупнейших российских городах. Так, по итогам исследования, проводимого в течение 2003-2004 гг. в 20 крупных городах России, в общем объеме розничных продаж белого молока доля молока с длительным сроком хранения составляла 34-38% (а пастеризованного молока - 62-66%), в то время как в среднем по России соотношение продаж UHT- и пастеризованного молока составляет 17,5% к 82,5%.

Объяснить такое положение дел можно тем, что именно в крупных городах проживают все больше представителей среднего класса - людей, которые достаточно зарабатывают, чтобы приобретать дорогую продукцию, произведенную по современным технологиям.



В больших городах

больше денег

Уровень дохода конечных потребителей, а также рост потребления более качественных продуктов приводят к тому, что доля дорогих продуктов активно растет в крупных городах. В первую очередь это относится к Москве и в меньшей степени - к Петербургу и регионам.

Согласно анализу импорта французских вин в Россию в 2003 году компании `Сварог` наибольший рост наблюдается в нишах среднего и верхнего ценового диапазона (от $16-20 до $35-40 и $55-60). При этом в ближайший год ожидается продолжение роста потребления замковых вин - минимум на 20%, особенно учитывая тенденции развития рынка в 2001-2003 гг., бурный рост на ресторанном рынке в Москве, Петербурге и регионах.

По мнению многих участников рынка пищевой промышленности, он будет продолжать меняться в сторону качественной продукции. Доля дорогостоящих товаров постепенно увеличится, но не слишком быстро, поскольку на сегодня экономичный сегмент как был, так и остается самым популярным у населения.

По данным Госкомстата РФ, более 18% населения России имеют среднедушевой денежный доход вообще ниже величины прожиточного минимума. Потому в ближайшее время радикального изменения в ценообразовании на российском потребительском рынке не произойдет.

Однако можно предположить, что если в абсолютном отношении сегменты рынка сокращаться не будут, то относительные показатели каждого из них постепенно будут меняться, доля среднего и высокого ценовых сегментов все-таки вырастет.
Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru