Сегодня многие из тех, кто анализирует состояние рынка пищевых продуктов, отмечают, что, помимо общего роста цен на конечную продукцию, прослеживается тенденция увеличения доли продукции высокой стоимости в общем объеме продаж. Как правило, это касается продуктов, выпускаемых по оригинальным рецептам и новым технологиям, себестоимость которых изначально выше
Увеличению доли дорогостоящей продукции в общем объеме продаж способствует постепенный рост благосостояния населения. По данным Госкомстата РФ, денежные доходы в среднем на душу населения на ноябрь 2004 года увеличились по отношению к ноябрю 2003 года на 22,5%. Величина прожиточного минимума за тот же период повысилась только на 13%. Люди начинают все чаще отдавать предпочтение именно качественным товарам и известным брэндам. А одним из критериев оценки качества является цена продукта.
Приход в Россию крупных иностранных ритейлеров также способствует увеличению импорта качественных европейских товаров. В западных сетях наличие какого-либо продукта уже говорит об определенных стандартах качества, и именно в этих магазинах появилось множество новинок, цена на которые несколько выше, чем на привычные для россиян товары.
Чтобы хлеб был дешевым,
а торты - дорогими
По словам начальника отдела маркетинга и рекламы петербургского ОАО `Пекарь` Александры Савиной, тенденцию изменения относительных показателей объемов ценовых сегментов и смещения предпочтений населения в сторону более дорогих продуктов подтверждают пропорции продаж собственного ассортиментного портфеля компании. В том числе благодаря успеху вывода на рынок принципиально новых по своей технологии товаров типа пирог `Петербургский`, существенному увеличению объемов сбыта зефира BISS после его репозиционирования в более дорогой ценовой сегмент. Это естественный процесс, отмечает А. Савина, так как этому способствуют многие факторы.
Тем не менее `Пекарь` в первую очередь специализируется на производстве хлебобулочных изделий, а это экономичный и очень массовый сегмент. Потому доля дорогостоящих товаров в ассортименте компании пока не слишком существенна. Сегодня это 12-15% от всего совокупного объема продаж кондитерских и хлебобулочных изделий предприятия.
Однако, по словам А. Савиной, у компании существуют и планы по увеличению доли продаж дорогостоящей продукции, потому что этот товар продавать гораздо выгоднее с экономической точки зрения. Рост продаж более дорогой продукции планируется за счет увеличения мощностей, а не вытеснения продукции низкой стоимости или сокращения объемов ее производства.
Молочные реки
тоже дорожают
Аналогичная тенденция прослеживается и в молочной отрасли: в общем объеме рынка растет доля более дорогого молока, в частности, произведенного по асептической технологии (по цене оно в 2-3 раза дороже разливного).
Так, под данным исполнительного директора Российского союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, в последние годы на российском молочном рынке отмечается значительное снижение производства разливного, то есть неупакованного молока (с 5,9 млрд литров в 1999 году до 4,1 млрд литров в 2003 году).
Одновременно объем рынка упакованного белого молока увеличился с 2,28 млрд литров до 4,55 млрд литров. При этом более чем на 50% выросло производство молока, произведенного по асептической технологии (UHT-молока): с 450 млн литров в 1999 году до 680 млн литров в 2003 году.
Причем наибольшее распространение молоко в асептической упаковке получило в основном в крупнейших российских городах. Так, по итогам исследования, проводимого в течение 2003-2004 гг. в 20 крупных городах России, в общем объеме розничных продаж белого молока доля молока с длительным сроком хранения составляла 34-38% (а пастеризованного молока - 62-66%), в то время как в среднем по России соотношение продаж UHT- и пастеризованного молока составляет 17,5% к 82,5%.
Объяснить такое положение дел можно тем, что именно в крупных городах проживают все больше представителей среднего класса - людей, которые достаточно зарабатывают, чтобы приобретать дорогую продукцию, произведенную по современным технологиям.
В больших городах
больше денег
Уровень дохода конечных потребителей, а также рост потребления более качественных продуктов приводят к тому, что доля дорогих продуктов активно растет в крупных городах. В первую очередь это относится к Москве и в меньшей степени - к Петербургу и регионам.
Согласно анализу импорта французских вин в Россию в 2003 году компании `Сварог` наибольший рост наблюдается в нишах среднего и верхнего ценового диапазона (от $16-20 до $35-40 и $55-60). При этом в ближайший год ожидается продолжение роста потребления замковых вин - минимум на 20%, особенно учитывая тенденции развития рынка в 2001-2003 гг., бурный рост на ресторанном рынке в Москве, Петербурге и регионах.
По мнению многих участников рынка пищевой промышленности, он будет продолжать меняться в сторону качественной продукции. Доля дорогостоящих товаров постепенно увеличится, но не слишком быстро, поскольку на сегодня экономичный сегмент как был, так и остается самым популярным у населения.
По данным Госкомстата РФ, более 18% населения России имеют среднедушевой денежный доход вообще ниже величины прожиточного минимума. Потому в ближайшее время радикального изменения в ценообразовании на российском потребительском рынке не произойдет.
Однако можно предположить, что если в абсолютном отношении сегменты рынка сокращаться не будут, то относительные показатели каждого из них постепенно будут меняться, доля среднего и высокого ценовых сегментов все-таки вырастет. |