У сильного всегда бессильный виноват. Эти слова невольно приходят на ум под градом критических стрел, летящих с верхних этажей власти в регионы в связи с просчетами в монетизации льгот.
Но только ли власти субъектов что-то недоглядели, недоучли, не просчитали последствий? Попробуем произвести частный `разбор полетов`.
Прежде всего, подготовка к реализации Федерального закона N 122, предусматривающего монетизацию льгот, проходила на волне нисходящего сверху ничем не подкрепленного оптимизма. Видимо, на федеральном уровне, в связи с новым перераспределением полномочий, недостаточно точно оценивался реальный финансовый потенциал регионов. На самом деле даже тем субъектам, которые справились с дополнительными бюджетными нагрузками, пришлось нелегко.
Ленобласти, например, потребовалось урезать расходы на некоторые свои важные программы. Следует также учесть, что в областном бюджете-2005 на 37% увеличены расходы на социальную сферу, в том числе на 35% - на зарплаты бюджетникам. В этих условиях 800 млн руб., первоначально выделенных на монетизацию льгот, - экономически оправданная цифра.
Дело еще и в том, что, став регионом-донором, Ленобласть перестала, как в былые времена, ежегодно получать из российской казны привычные 2-3 млрд руб. На сбалансированность своего бюджета область получит в 2005 году от центра лишь 184 млн руб., а на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла - всего 22,2 млн руб.
Учитывая, что только в декабре для обеспечения предварительных выплат этим категориям населения субъект выделил 34 млн руб., федеральная субсидия выглядит несущественной.
Ленобласти приходится жить по своим средствам. Тем не менее на состоявшемся недавно заседании правительства области губернатор Валерий Сердюков подчеркнул: льготники будут платить за транспортные услуги только ту часть средств, которая предусмотрена денежными компенсациями.
Заявление примечательно в том смысле, что в Ленобласти стоимость проезда на транспорте между населенными пунктами гораздо выше, чем в Петербурге. В частности, действуют проездные билеты на месяц, стоимость которых - 1950 руб., что в три с лишним раза превышает цену единой карточки в Петербурге.
Ясно, что в областном бюджете на покрытие реальных транспортных расходов населения придется изыскивать сотни миллионов рублей. Найти столь значительные ресурсы в напряженно сверстанном бюджете сложно. Правда, состоявшееся 17 января совещание в Правительстве РФ по вопросам монетизации все же дает регионам реальную надежду на увеличение средств федеральных трансфертов.
Из нескольких вариантов обеспечения автоперевозок льготников в Ленобласти, предпочтение, как и в Петербурге, отдано социальному проездному билету, стоимость которого составит 200 руб. Право на его получение будет и у пенсионеров.
Заключенное правительством Ленобласти соглашение с ОАО `РЖД` позволит ветеранам труда, труженникам тыла, репрессированным и неработающим пенсионерам (с доходом ниже прожиточного уровня) бесплатно ездить на электричках. Остальные пенсионеры области будут оплачивать половину стоимости проезда в пригородных поездах в летний период.
Что же касается предоставления компенсаций льготникам в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, то в Ленобласти в первой половине 2005 года намерены отработать механизм этой процедуры в двух МО. И лишь затем внедрить его на всей территории. Кроме того, ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда и репрессированным возрастут до 300 руб.
Сделано, казалось, многое. Однако реакция пенсионеров на монетизацию льгот показывает: изначально в организации этого важного дела допущены просчеты. Становится, к примеру, все очевиднее, что при разграничении центром полномочий вряд ли следовало делить льготников на федеральных и региональных. Так, блокадники, живущие в основном в Петербурге и области, отнесены почему-то к категории федеральных. При этом они лишены одной из льгот, по которой область намерена выплачивать компенсации. Зато льгота осталась у ветеранов труда, забота о которых возложена на регионы. В результате многие блокадники, имеющие удостоверения ветеранов, стремятся сейчас получить и региональные льготы.
Глава одного из муниципальных образований рассказал на заседании правительства Ленобласти, что в аптечную сеть на его территории с большим запасом были завезены лекарства для региональных льготников, но существует острый дефицит медикаментов для льготников федеральных. В результате льготные рецепты одних жителей легко отовариваются, а других - нет.
Возможно, происходящее связано с тем, что у компании-поставщика долго не было ясности, кто, собственно, должен платить за перевозку медикаментов для федеральных льготников: центр или регион? Кстати, в последнем случае это означает дополнительные бюджетные нагрузки на субъект.
Судя по всему, подобных сбоев и казусов по всей стране - не сосчитать! В значительной степени именно они подогревают негативное отношение людей к реформам в социальной сфере.
Странным выглядит совмещение монетизации льгот с развертыванием с начала января сложнейшей реформы бюджетного учета. Менялись все коды и классификации бюджетной системы России. Это требовало идеальной и повсеместной отладки нового программного обеспечения. Естественно, реформа в первые дни после долгих новогодних каникул вызвала по всей стране задержки в перечислении бюджетных средств, в том числе по ежемесячным выплатам и компенсациям. Виноватыми в этом почему-то оказались только местные власти.
Еще один существенный момент: даже если местные чиновники в первой декаде января работали, то банки не проводили операции. Кроме того, повсеместно, из-за невысокой зарплаты, в органах социальной защиты не хватает кадров, которые находятся на муниципальном обеспечении. Ленобласть выделила 140 млн руб. из своего бюджета на их поддержку.
Федеральный центр в поиске виноватых вряд ли учитывает такие нюансы. |