О реформе ЖКХ рассуждают все кто угодно, а вот работники отрасли, на чьи плечи ложится основной груз перемен, помалкивают. Почему? Попробуем разобраться
Как показали выборочные опросы, большинство работников новоиспеченных частных компаний, которые появились в 2005 году вместо жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС), плохо понимают, как им работать дальше, и воспринимают реформу как способ повысить зарплату. И это неудивительно: коммунальщиков так поспешно вытолкнули на рынок, что для серьезной реструктуризации системы времени не оставалось.
Хронический дефицит кадров заставил сохранить прежних работников, и даже набрать дополнительный персонал, чтобы заполнить вакансии. А вот дальше жизнь заставит акционерные общества, вырастающие на ниве коммунальных услуг, вертеться. Пока экономические перспективы нерадостные: около трети руководителей опасаются, что уже в конце года их предприятия могут оказаться на грани банкротства. Чем это грозит населению, догадаться нетрудно.
Ранее организации ЖКХ классифицировались как государственные, относящиеся к социальной сфере. Потому представить себе десятки домов в Петербурге, отключенных от тепла, воды и света из-за финансовых проблем ЖЭСов, было невозможно. Сегодня деятельность ЖКХ - бизнес. И теоретически монополисты, поставляющие тепло, электричество и воду, за долги способны перекрыть кран. Тогда целые жилые кварталы, где обитают должники, не оплатившие коммунальные услуги, могут погрузиться во тьму и холод. Накажут всех, включая и исправных плательщиков, потому что отключить могут уже не конкретные дома, а районы, обслуживаемые должниками - акционерными обществами.
Такие примеры уже есть. Скажем, один из микрорайонов на территории бывшего ведомственного фонда обслуживает фирма `Росс`. И в этих домах периодически отключают горячее водоснабжение за долги перед энергетиками.
В перспективе дамоклов меч нависнет над всеми 49 частными компаниями в сфере коммунальных услуг Петербурга. Реформа ЖКХ предполагает, что в ее ходе во всех домах появятся товарищества собственников жилья (ТСЖ), на которые можно будет переключить с коммунальщиков стрелки ответственности за неплатежи.
Однако попытки агитировать за создание товариществ, итоги многочисленных собраний с жильцами убеждают: в массовом порядке вступать в ТСЖ граждан не заставить. Во-первых, прежде чем брать в управление старый фонд, люди требуют привести их дома в порядок. Во-вторых, инициативной группе надо собрать кипу документов и заплатить около 100 тыс. руб. сборов. К существующей квартплате придется добавить, как минимум, плату за услуги управляющего и бухгалтера. Уже известны случаи, когда средства ТСЖ оказывались у мошенников (руководители товариществ собирали деньги с жильцов, а потом исчезали)...
Наивно рассчитывать, что коммунальщики резко активизируют работу по взысканию долгов с населения. Пока что практика такова: при 2 тысячах исковых заявлений, поданных в суд в одном из районов Петербурга, на общую сумму 20 млн руб. удалось взыскать лишь десятую часть этих средств.
Судебные приставы перегружены работой. К тому же описывать имущество бедных граждан - дело трудоемкое и неблагодарное. Вот, например, трехкомнатная квартира, где долги по коммунальным платежам превышают 26 тыс. руб. Ее лет 30 назад предоставили многодетной семье. Зарегистрирована дюжина человек. И они давно согласны на выселение как неплательщики по предусмотренной законом норме: фактически это стало бы улучшением их жилищных условий.
Теоретически часть расходов на коммунальные услуги надо покрывать за счет бюджетного финансирования. Проблема в том, что эти средства до коммунальщиков давно уже не доходят: город фактически не субсидирует ЖКХ, за исключением финансирования экстренных аварийных работ.
Раньше в ЖЭСах могли перераспределять средства, чтобы прикрыть финансовые бреши на отдельных участках. Теперь все расходы компаний - целевые, и расплатиться с монополистами, скажем, за счет недопоставки части коммунальных услуг нельзя. Как же тогда гасить долги?
Коммунальщики видят только два пути: или установить завышенные тарифы на услуги, когда дисциплинированные жильцы покрывают долги неплательщиков, или на переходный период субсидировать ЖКХ. Оба варианта противоречат общей концепции реформ. По этой же причине в правительстве Петербурга запретили финансовые маневры между различными районами города (раньше для устранения последствий аварий на территориях, где расположены дома с изношенными инженерными сетями, могли позаимствовать средства из районов, где велика доля новых зданий и с коммуникациями пока все в порядке).
В перспективе каждый дом надо содержать исключительно за счет его жильцов. Иначе невозможно создать основу для работы управляющих компаний по обслуживанию домов: если жильцы не хотят объединяться в ТСЖ, то им, по-видимому, навяжут внешнее управление.
Однако процесс этот может оказаться крайне болезненным для населения. Ведь надзорные и хозяйственные функции в ЖКХ разделены не полностью: коммунальщики по-прежнему отвечают за не свойственную им функцию сбора средств населения.
Между тем компании-подрядчики должны только предоставлять услуги, а квартплата - аккумулироваться на счетах их заказчиков. Проблема в том, что на первом этапе реформы это не предусмотрено. В дальнейшем, когда будут созданы управляющие компании или ТСЖ и они окажутся заказчиками услуг, у жилагентств останутся только функции контроля и надзора за оказанием услуг.
Пока такой системы управления нет, договоры между заказчиками услуг и их исполнителями следует заключать так, чтобы из-за внутренних разборок между коммерческими структурами не страдало население города. Те, кто добросовестно платит за коммунальные услуги, должны получать их в полном объеме. |