Первоначально предполагалось, что половину уставного капитала акционерных обществ (50 тыс. руб. на каждое) внесут из бюджета (из резервного фонда губернатора), но в конце 2004 года правительство Петербурга постановило, что все уставные капиталы на каждое ОАО выделят из бюджета, а имущество, находившееся в управлении ГУЖА, безвозмездно передадут новым компаниям, которые стопроцентно принадлежат Петербургу. При появлении в дальнейшем частных инвесторов возможны дополнительные эмиссии акций.
Вице-губернатор Петербурга Олег Виролайнен отметил, что горожане почувствуют перемены уже к лету. Ведь руководство в ОАО частично обновилось, и 15% руководителей уже имеют опыт работы в коммерческих структурах.
Впрочем, пока изменения коснутся в основном работы дворников, которые собраны в районах в отдельные компании по санитарно-гигиеническому содержанию территорий. Например, в ОАО `Жилкомсервис N 3 Невского района` удалось заполнить те вакансии среди дворников, которые долго оставались свободными. Приняты на работу дополнительно 60 человек. Кроме того, закуплено 10 малых грузовиков со стационарными пылесосами для мытья лестничных клеток.
В 2005 году намечено дополнительно обновить 551 тыс. квадратных метров кровель, заменить 159 км трубопроводов в 700 зданиях, отремонтировать 200 лифтов и в 230 зданиях гидроизолировать швы. Но если учесть, что почти половина из 18 тысяч зданий Петербурга нуждается в срочном ремонте, а также высокую степень износа внутридомовых инженерных сетей, кровель, лифтов, то, к сожалению, расчитывать на серьезные перемены в этой сфере пока трудно.
Улучшить качество работ можно, скорее всего, за счет обновления кадров. В районах уже начали нанимать толковых специалистов. В первую очередь сварщиков, которых катастрофически не хватало. Резко увеличить объемы ремонта сложно из-за нехватки средств.
Олег Виролайнен надеется, что в ходе реформы удастся привлечь на жилищно-коммунальный рынок и частные компании. Для этого изменили структуру управления: районные жилагентства становятся заказчиками коммунальных услуг. Они же теперь и контролируют их исполнителей.
- Отношения в сфере коммунальных услуг становятся прозрачнее, - уточнил, в частности, начальник жилищного агентства Невского района Владимир Рублевский. - Акционерные общества получают на свои счета коммунальные платежи и решают, как лучше использовать средства. Они ежемесячно сдают в жилагентства акты выполненных работ. Все расходы проверяют. Организуют лоты на тендеры по оказанию услуг, в которых предпочтение будет отдано компаниям, готовым за финансирование по общегородским нормативам предложить лучший уровень сервиса и более широкий спектр услуг.
Председатель Жилищного комитета администрации Петербурга Мария Щербакова обещала, что в феврале-марте пройдет серия таких конкурсов, и в перспективе все жилые дома перейдут на обслуживание частными компаниями по конкурсу. И необязательно победа в них достанется акционировавшимся ЖЭСам. Ведь в сфере коммунальных услуг действует около 60 независимых операторов. И некоторым из них уже достались территории и имущество бывших жилконтор. Скажем, ООО `Оргтехремстрой` получило в дополнение к обслуживаемой территории помещение и оборудование бывшего ЖЭС-5 Василеостровского района.
В свою очередь руководители многих жилагентств считают, что тендеры имеет смысл проводить там, где появляется конкурентная среда. Пока конкуренция возникает только в узких сегментах рынка - в микрорайонах с большой долей новых или капитально реконструированных домов, а также при обслуживании жилфондов, которые принадлежат ведомствам или переданы ими на баланс города.
Для стимулирования этого процесса в старых районах, где инженерные коммуникации капитально не ремонтировали по 30-40 лет, в Петербурге выработают специальную программу, которая позволит в будущем снять со структур исполнительной власти ответственность за выполнение хозяйственных функций в сфере ЖКХ.
Такой подход приветствуют и представители частных компаний, которые работали на рынке ЖКХ в 2004 году. Им было трудно составить конкуренцию новым ОАО на конкурсах, где выставляют слишком крупные лоты. Но и при мелкой нарезке участков конкурентоспособными становятся только благоустроенные территории. Потому старые микрорайоны, перед тем как выставить на торги, надо будет приводить в порядок.
Однако это требует инвестиций. В администрации Петербурга работают над несколькими инвестиционными проектами в сфере ЖКХ, которые позволят внедрить более эффективные технологии оказания коммунальных услуг. Одна из них - программа внедрения системы учета расхода тепло- и электроэнергии с помощью специальных приборов. Ее стоимость - 1,6 млрд руб. Инвестором готов выступить `Внешторгбанк`. |