За два последних года количество карт, выпущенных банками Петербурга, увеличилось в 1,2 раза и составляет сегодня 3,5 млн штук. На Северо-Западе установлен 1281 банкомат. На рынке `пластика` работает много кредитных организаций, включая и иногородние филиалы, поэтому конкуренция довольно острая. О том, как банки завоевывают клиентов на этом рынке, шла речь на `круглом столе` в Ассоциации банков Северо-Запада
Банки Петербурга выпускают и обслуживают в основном пластиковые карты международных платежных систем. И если раньше преобладали карточки Europay (в 2000 году, к примеру, их доля доходила в общем объеме до 80%), то сейчас по объемам эмиссий VISA и Europay практически сравнялись. Чтобы догнать конкурента, VISA приложила немалые усилия. В прошлом году эта платежная система провела в Петербурге четыре масштабные рекламные кампании, в которых активно участвовал, к примеру, ПСБ (СПб).
В банке `Викинг` сегодня клиенты, приобретающие карты VISA Classic и VISA Gold, получают в подарок страховой полис для выезжающих за рубеж (со сроком действия один год) американской компании АIG. По некоторым данным, AIG ведет переговоры об оказании аналогичной услуги еще с рядом петербургских банков.
Карты российских платежных систем сегодня также используют, но в ограниченных объемах. В Восточно-Европейской финансовой корпорации после вхождения в холдинг Уральского трастового банка появились карты `Ижкард`. Корпорация в прошлом году приобрела процессинг ЗАО `Петрокард` через ООО `ТОП-проект`, и теперь, как отметил начальник отдела пластиковых карт Петро-Аэро-Банка Андрей Иванов, обслуживание карт этой локальной платежной системы значительно упростится.
В Union Card входит 300 российских банков. Но после неприятного инцидента с Europay (речь идет о краже базы данных международной платежной системы) репутация торговой марки Union Card была несколько подорвана. Возможно, по этой причине ряд банков сворачивает проекты с данной платежной системой. Так, заместитель начальника отдела пластиковых карт петербургского филиала Ханты-Мансийского банка Евгения Ганиевская сообщила, что карты Union Card сейчас заменяют на карты VISA Electron. `Альфа-банк` уже давно прекратил выпуск карточек Union Card и только обслуживает их.
Позиции российской платежной системы `Золотая Корона` сильны в тех регионах, где меньше распространены продукты VISA и Europay. В 2004 году `Золотая Корона` получила статус международной системы, и ряд западных банков подписал с ней договоры о сотрудничестве. Однако в Петербурге эта система распространена мало.
Карты `Золотой Короны` обслуживают Балтийский банк и банк `Викинг`. В свое время эта платежная система претендовала на статус национальной. Если бы это произошло, то карточки стали бы дешевле: платить пришлось бы собственному процессингу.
Однако, как заметил начальник управления пластиковых карт петербургского филиала банка `Глобэкс` Владимир Гончаров, время для создания национальной системы упущено. На рынке `пластика` сегодня доминирует Сбербанк, платежная система которого может претендовать на статус национальной, но другие банки вряд ли согласятся на это, учитывая вложенные в развитие пластикового бизнеса средства, в том числе и на покупку процессингов.
Совсем недавно болевой точкой на пластиковом рынке был эквайринг. Сейчас проблема частично решена благодаря отмене 5%-го налога с продаж, а также в результате развития соответствующей инфраструктуры. Но в целом доля транзакций, совершаемых через банкоматы, все еще превалирует. В развитых странах доля операций по картам в торговой и сервисной сети доходит до 80%, а в нашем регионе, по данным Ассоциации банков Северо-Запада, она составляет 30% (в 2000 году - 4%).
Стимулирует проведение безналичных расчетов в магазинах потребительское кредитование, где используют кредитные карты. Ряд банков предлагает дисконтные программы, что также привлекает клиентов. Новый игрок на рынке `пластика` - банк `Викинг`, как рассказала на `круглом столе` ведущий специалист отдела пластиковых карт Юлия Молчанова, готовит дисконтную программу для держателей карт VISA совместно с БГД. На сегодня ежемесячный оборот по эквайрингу новичка составляет 60 млн руб.
Судя по активности выступающих на `круглом столе`, акценты на пластиковом рынке смещаются в область Интернет-банкинга. Некоторое время назад наблюдался всплеск интереса частных клиентов к `Домашнему банку`. Технология позволяла управлять счетом через Интернет.
Начальник отдела управления информационного обеспечения и развития банковских технологий петербургского филиала банка `Югра` Леопольд Штутман сказал:
- Домашний банк` не принес ожидаемого эффекта. Под управление ставились счета до востребования, а их надо было периодически пополнять, что было неудобно. Зачем, спрашивается, ехать в банк и вносить деньги на счет, если все платежи можно сделать по дороге? Технология оказалась несбалансированной и массового интереса не вызвала.
Сейчас филиал банка `Югра` внедряет новую Интернет-технологию управления счетом, но не депозитным, как было раньше, а пластиковым. Для создания нового продукта потребовались дополнительные затраты: на разработку программ, приобретение оборудования, в частности на замену большей части серверов, на прокладку второго оптического кабеля к головному офису.
Зато теперь, не выходя из дома, можно совершить все платежи с помощью пластиковой карты банка `Югра`. При этом банк гарантирует безопасность этих расчетов. По каждой расходной операции клиента уведомляют SMS-сообщением. По словам Л. Штутмана, временно новую услугу предлагают через Интернет, но в перспективе она будет осуществляться через WAP и SMS-каналы. Речь идет о создании мобильного платежного банка. |