Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Кто-то теряет прибыль, а кто-то находит... - ЭиВ N 1 (538)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Кто-то теряет прибыль, а кто-то находит...
No. 1 (538) 03.01.2005
Андрей Лазарев
Почти половину объема российского рынка безалкогольных напитков составляют газированные напитки, доля минеральной воды - около 29%, а соков и нектаров - 18%.

Основными потребителями соков традиционно считались Москва, Московская область и Петербург. Правда, столичный рынок уже с 2001 года стабилизировался: уровень потребления соков достиг европейского - 21 литр на душу населения в год. Однако это было в 2,6 раза больше, чем в целом по РФ (8 литров в год). И уже тогда аналитики предсказывали, что вскоре основной зоной роста станут региональные рынки. В первую очередь - Петербурга, где соков в 2001-м стали пить по 15,3 литра в год.

Причем 2000 год стал рекордным по темпам прироста их потребления (+40% к 1999-му). В дальнейшем рынок прибавлял в обороте по 8-15% в год.

Почему москвичи и петербуржцы вдруг сделались приверженцами этого напитка? По опросам, основных причин две. Первая:

сок - это `быстрая и удобная закуска`. Вторая - стремление людей к здоровому питанию (однако россияне, в отличие от японцев, так и не приучились пить соки как микстуру).

Соответственно потребители выбирали сок исходя, прежде всего, из его цены, а потом уже оценивали качество (натуральные соки, как известно, самые дорогие).

Соковые напитки бывают трех видов: АСЕ, энергетические и на молочной основе. В первую группу входят продукты с бета-каротином, витаминами C и E - напитки с содержанием не менее 30% натуральных соков, нектары (соки с мякотью), морсы и овощные соки.

По поводу пользы напитков из второй группы немало дискутировали, а в Норвегии, Дании и Франции энергетические напитки, которые содержат таурин и кофеин, запрещены к продаже в магазинах как опасные для сосудов и сердца человека.

В третью группу входят нео- и бионапитки, а также продукты на основе молочной сыворотки. Последние появились недавно: ранее до 80% сыворотки, по подсчетам Института конъюнктуры аграрного рынка, на отечественных молокозаводах сливали в трубу. На Северо-Западе РФ соки на сыворотке первыми отважились выпускать пока только в новгородском ОАО `Лактис`.

Основных производителей обычных соков на рынке Петербурга - шесть: это петербургские ЗАО `Мултон`, ООО `Троя-Ультра` (промышленная группа `Троярд`), `Вимм-Билль-Данн` (Москва), липецкие `Экспериментальный консервный завод `Лебедянский` и `Группа `Пармалат`, `Нидан-экофрукт` (Новосибирск). Они практически вытеснили дорогостоящую импортную продукцию, и зарубежные компании с 2002 года вынуждены были уйти с рынка или размещать заводы в России.

В частности, в Петербурге в ОАО `Комбинат пищевых продуктов` стали выпускать соки по технологии финской компании Marli Ab OY, а в Подмосковье реализуют проект австрийской компании Steirerobst (производство соковых концентратов).

Еще недавно изготовление соков казалось столь же прибыльным, как и алкоголя. Однако сейчас ситуация меняется. Не случайно с 2003 года чистая прибыль `Вимм-Билль-Данн` стала снижаться. Аналогичная тенденция проявилась и у компании `Балтимор`, которая с 2001 года выпускает овощные соки: в 2004-м они принесли ей убытки почти на 0,5 млн руб.

Однако не во всех компаниях доходы падают. Например, в `Трое-Ультра` за 9 месяцев 2004 года увеличили чистую прибыль вдвое.

Компании интенсивно ищут способы расширения сбыта. Скажем, в `Балтиморе` решено потратить огромные средства на рекламу соков. `Троя-Ультра` и холдинг `Лебедянский` в 2005 году выводят на рынок Северо-Запада новые виды продукции. Ряд фирм пытается наладить сбыт продукции за рубеж. Все это указывает на обострение конкуренции между производителями.

И все же, считают эксперты компания Ernst&Young, потенциал российского рынка соков, как и алкоголя, минералки, не исчерпан: положительная динамика производства в этих сегментах рынка сохранится, как минимум, еще в ближайшие 5 лет.
Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru