Почти половину объема российского рынка безалкогольных напитков составляют газированные напитки, доля минеральной воды - около 29%, а соков и нектаров - 18%.
Основными потребителями соков традиционно считались Москва, Московская область и Петербург. Правда, столичный рынок уже с 2001 года стабилизировался: уровень потребления соков достиг европейского - 21 литр на душу населения в год. Однако это было в 2,6 раза больше, чем в целом по РФ (8 литров в год). И уже тогда аналитики предсказывали, что вскоре основной зоной роста станут региональные рынки. В первую очередь - Петербурга, где соков в 2001-м стали пить по 15,3 литра в год.
Причем 2000 год стал рекордным по темпам прироста их потребления (+40% к 1999-му). В дальнейшем рынок прибавлял в обороте по 8-15% в год.
Почему москвичи и петербуржцы вдруг сделались приверженцами этого напитка? По опросам, основных причин две. Первая:
сок - это `быстрая и удобная закуска`. Вторая - стремление людей к здоровому питанию (однако россияне, в отличие от японцев, так и не приучились пить соки как микстуру).
Соответственно потребители выбирали сок исходя, прежде всего, из его цены, а потом уже оценивали качество (натуральные соки, как известно, самые дорогие).
Соковые напитки бывают трех видов: АСЕ, энергетические и на молочной основе. В первую группу входят продукты с бета-каротином, витаминами C и E - напитки с содержанием не менее 30% натуральных соков, нектары (соки с мякотью), морсы и овощные соки.
По поводу пользы напитков из второй группы немало дискутировали, а в Норвегии, Дании и Франции энергетические напитки, которые содержат таурин и кофеин, запрещены к продаже в магазинах как опасные для сосудов и сердца человека.
В третью группу входят нео- и бионапитки, а также продукты на основе молочной сыворотки. Последние появились недавно: ранее до 80% сыворотки, по подсчетам Института конъюнктуры аграрного рынка, на отечественных молокозаводах сливали в трубу. На Северо-Западе РФ соки на сыворотке первыми отважились выпускать пока только в новгородском ОАО `Лактис`.
Основных производителей обычных соков на рынке Петербурга - шесть: это петербургские ЗАО `Мултон`, ООО `Троя-Ультра` (промышленная группа `Троярд`), `Вимм-Билль-Данн` (Москва), липецкие `Экспериментальный консервный завод `Лебедянский` и `Группа `Пармалат`, `Нидан-экофрукт` (Новосибирск). Они практически вытеснили дорогостоящую импортную продукцию, и зарубежные компании с 2002 года вынуждены были уйти с рынка или размещать заводы в России.
В частности, в Петербурге в ОАО `Комбинат пищевых продуктов` стали выпускать соки по технологии финской компании Marli Ab OY, а в Подмосковье реализуют проект австрийской компании Steirerobst (производство соковых концентратов).
Еще недавно изготовление соков казалось столь же прибыльным, как и алкоголя. Однако сейчас ситуация меняется. Не случайно с 2003 года чистая прибыль `Вимм-Билль-Данн` стала снижаться. Аналогичная тенденция проявилась и у компании `Балтимор`, которая с 2001 года выпускает овощные соки: в 2004-м они принесли ей убытки почти на 0,5 млн руб.
Однако не во всех компаниях доходы падают. Например, в `Трое-Ультра` за 9 месяцев 2004 года увеличили чистую прибыль вдвое.
Компании интенсивно ищут способы расширения сбыта. Скажем, в `Балтиморе` решено потратить огромные средства на рекламу соков. `Троя-Ультра` и холдинг `Лебедянский` в 2005 году выводят на рынок Северо-Запада новые виды продукции. Ряд фирм пытается наладить сбыт продукции за рубеж. Все это указывает на обострение конкуренции между производителями.
И все же, считают эксперты компания Ernst&Young, потенциал российского рынка соков, как и алкоголя, минералки, не исчерпан: положительная динамика производства в этих сегментах рынка сохранится, как минимум, еще в ближайшие 5 лет. |