Преданная семья и завидующие друзья обнимали владыку водной стихии, кумира барышень и обладателя валюты. Так было недавно - так было давно...
Теперь моряки не могут похвастаться престижностью своей профессии. Кому-то повезло, и они продолжают служить, другие - в услужении, бороздят моря под иностранными флагами, третьи - без работы. Капитаны и старпомы с хорошим образованием и большим опытом нашли себе более-менее достойное применение на иностранных судах.
Состав пониже чином столкнулся с массой проблем, особенно с бесправием. Кто не выдержал - подался в докеры.
В декабре 2004 года Европейский суд в Страсбурге принял к рассмотрению иск профсоюза калининградских докеров по поводу нарушения их трудовых прав, в частности о нарушении права на свободу объединения и о дискриминации за членство в профсоюзе.
Работники Калининградского порта участвовали в акциях протеста против тяжелых условий труда и низкой зарплаты. Тридцать два сотрудника порта, которые являлись членами организации `Свободный профсоюз докеров` были уволены. Теперь они просят международный суд взыскать с работодателя от 50 до 100 тыс. евро каждому в качестве компенсации морального и материального ущерба.
Руководство порта не признает свободные профсоюзы, хотя в международной практике морского судоходства к ним относятся иначе. Соседи калининградцев - моряки и портовики Литвы и Латвии уже десять лет имеют свободные отраслевые профсоюзы, благодаря которым им удается защищаться в стихии рынка труда.
Юрис Лицитис из Лиепайского порта, член профсоюза моряков торгового флота, привел множество фактов того, как моряки рискуют жизнью, нанимаясь на изношенные частные суда, и как становятся заложниками обанкротившегося судовладельца. Когда в иностранном порту на судно накладывают арест, команда - без денег, голодает, бывает, что питьевую воду выдают, как водку на фронте, - по 200 граммов. В таких ситуациях и моряков покидает самообладание, бывает, вспыхивают драки.
`Без юридически обоснованного контракта судовладельцам доверять нельзя. Кто гарантирует зарплату, страховку? Потребовать от судовладельца выполнения обязательств может только профсоюз`, - считает Витаутас Климович из Клайпеды.
Свободные профсоюзы моряков (персонала портов) в Литве и Латвии формировались по профессиональному признаку, в них нет оргнадстройки. Управление и финансы сосредоточены в одних руках, что позволяет не угождать, а требовать и добиваться реализации решений. Формировались трудно, поскольку десять лет назад действовала инерция представлений о советских профсоюзах. Но время опровергло опасения. Балтийские страны первыми на постсоветском пространстве развивали крюинговый бизнес (трудоустройство на западные суда). Рынок труда не урегулирован, зарплата моряков варьируется в разных пределах, особенно на первых порах: хочу - приму, хочу - выгоню. Так что у человека наемного труда единственная возможность организованно выразить протест - через профсоюзы.
Первая задача свободных профсоюзов - объединить людей, чтобы защитить их трудовые права. Вторая - вести переговоры с судовладельцами о заключении коллективных договоров, чтобы шире отражать в них социальную защиту. Третья - участвовать в пенсионных, страховых, оздоровительных программах.
Свободные профсоюзы моряков вошли в Международную федерацию транспортных рабочих (ITF) - авторитетную организацию, которой более ста лет. С вступлением профсоюзов в нее к балтийским морякам стали уважительнее относиться владельцы западных компаний, практически укрепилась солидарность. Допустим, судно ходит на линии Рига-Гетеборг, владелец не выплачивает зарплату, руководство латвийского профсоюза звонит в шведский: попробуйте повлиять (руководители профсоюзов, входящих в ITF, лично знают друг друга). Как правило, это действует. В противном случае дело отправляют в суд, где истцом выступает профсоюз - и выигрывает.
Раньше профсоюзы содержали предприятия за счет своих фондов, а профкомы лишь распределяли средства в виде санаторно-курортных путевок. Свободные профсоюзы содержат на средства тех, кто в них состоит. И, тем не менее, решение социальных вопросов удается закладывать в колдоговоры. Например, с Латвийским пароходством договорились о 50%-й оплате реабилитации моряков после тяжелого заболевания. Добились того, чтобы моряков страховали и они не оставались без средств существования по полгода, находясь на берегу.
Вступление в профсоюз по принципу `шел мимо и зашел` бессмысленно. Когда придется прибегнуть к серьезным действиям по защите трудовых прав, на таких людей нечего рассчитывать.
СПРАВКА
ITF (Международная федерация транспортных рабочих) - транснациональное объединение национальных профсоюзов. Морских транспортников России в ITF представляют Российский Профсоюз Докеров (РПД), Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) и Западно-Российский профсоюз Работников Морского Транспорта из Петербурга.
Основная цель деятельности ITF как коллегиального рабочего совещания - контроль оплаты морского труда. На заседаниях профсоюзы ITF договариваются о минимальных ставках оплаты труда для моряков, работающих на суднах под `удобными флагами`. В рамках развернутой ITF кампании против `удобных флагов`, введены коллективные договоры и институт инспекторов ITF, призванный координировать заключение новых и соблюдение старых коллективных договоров.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) в рамках ITF (SUR - Seafarers Union of Russia) входит в Комитет по безопасности мореплавания и Комитет по морской политике (рабочие органы Секции Моряков ITF). С 1994 года РПСМ-SUR входит в Комитет по справедливой практике (FPC ITF), который занимается реализацией кампании против `удобных флагов`.
Совместно с профсоюзами Болгарии, Израиля, Кипра, Мальты, Румынии, Турции РПСМ образовал неформальный Восточно-средиземноморский блок в ITF, созданный для сотрудничества в рамках конкретного региона.
РПСМ входит в рабочую группу ITF по `кипрскому флагу`, решающую вопросы истинной принадлежности судов данного флага. РПСМ состоит в Норвежско-азиатском комитете морских профсоюзов - NASCO и Комитете морских профсоюзов Центральной и Восточной Европы и Норвегии - SCOCEEN. В него входят профсоюзы Норвегии, Польши, Латвии, Украины, Эстонии.
Источник: www.surpr.ru |