Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Профсоюзы докеров ищут защиту в Страсбурге - ЭиВ N 1 (538)
БАЛТИЙСКИЙ ДОМ
Профсоюзы докеров ищут защиту в Страсбурге
No. 1 (538) 03.01.2005
Юлия РАНЦАНЕ
Представители российских профсоюзов впервые участвуют в международном процессе: Европейский суд по правам человека принял к производству жалобу профсоюза докеров Калининградского морского торгового порта
Преданная семья и завидующие друзья обнимали владыку водной стихии, кумира барышень и обладателя валюты. Так было недавно - так было давно...

Теперь моряки не могут похвастаться престижностью своей профессии. Кому-то повезло, и они продолжают служить, другие - в услужении, бороздят моря под иностранными флагами, третьи - без работы. Капитаны и старпомы с хорошим образованием и большим опытом нашли себе более-менее достойное применение на иностранных судах.

Состав пониже чином столкнулся с массой проблем, особенно с бесправием. Кто не выдержал - подался в докеры.

В декабре 2004 года Европейский суд в Страсбурге принял к рассмотрению иск профсоюза калининградских докеров по поводу нарушения их трудовых прав, в частности о нарушении права на свободу объединения и о дискриминации за членство в профсоюзе.

Работники Калининградского порта участвовали в акциях протеста против тяжелых условий труда и низкой зарплаты. Тридцать два сотрудника порта, которые являлись членами организации `Свободный профсоюз докеров` были уволены. Теперь они просят международный суд взыскать с работодателя от 50 до 100 тыс. евро каждому в качестве компенсации морального и материального ущерба.

Руководство порта не признает свободные профсоюзы, хотя в международной практике морского судоходства к ним относятся иначе. Соседи калининградцев - моряки и портовики Литвы и Латвии уже десять лет имеют свободные отраслевые профсоюзы, благодаря которым им удается защищаться в стихии рынка труда.

Юрис Лицитис из Лиепайского порта, член профсоюза моряков торгового флота, привел множество фактов того, как моряки рискуют жизнью, нанимаясь на изношенные частные суда, и как становятся заложниками обанкротившегося судовладельца. Когда в иностранном порту на судно накладывают арест, команда - без денег, голодает, бывает, что питьевую воду выдают, как водку на фронте, - по 200 граммов. В таких ситуациях и моряков покидает самообладание, бывает, вспыхивают драки.

`Без юридически обоснованного контракта судовладельцам доверять нельзя. Кто гарантирует зарплату, страховку? Потребовать от судовладельца выполнения обязательств может только профсоюз`, - считает Витаутас Климович из Клайпеды.

Свободные профсоюзы моряков (персонала портов) в Литве и Латвии формировались по профессиональному признаку, в них нет оргнадстройки. Управление и финансы сосредоточены в одних руках, что позволяет не угождать, а требовать и добиваться реализации решений. Формировались трудно, поскольку десять лет назад действовала инерция представлений о советских профсоюзах. Но время опровергло опасения. Балтийские страны первыми на постсоветском пространстве развивали крюинговый бизнес (трудоустройство на западные суда). Рынок труда не урегулирован, зарплата моряков варьируется в разных пределах, особенно на первых порах: хочу - приму, хочу - выгоню. Так что у человека наемного труда единственная возможность организованно выразить протест - через профсоюзы.

Первая задача свободных профсоюзов - объединить людей, чтобы защитить их трудовые права. Вторая - вести переговоры с судовладельцами о заключении коллективных договоров, чтобы шире отражать в них социальную защиту. Третья - участвовать в пенсионных, страховых, оздоровительных программах.

Свободные профсоюзы моряков вошли в Международную федерацию транспортных рабочих (ITF) - авторитетную организацию, которой более ста лет. С вступлением профсоюзов в нее к балтийским морякам стали уважительнее относиться владельцы западных компаний, практически укрепилась солидарность. Допустим, судно ходит на линии Рига-Гетеборг, владелец не выплачивает зарплату, руководство латвийского профсоюза звонит в шведский: попробуйте повлиять (руководители профсоюзов, входящих в ITF, лично знают друг друга). Как правило, это действует. В противном случае дело отправляют в суд, где истцом выступает профсоюз - и выигрывает.

Раньше профсоюзы содержали предприятия за счет своих фондов, а профкомы лишь распределяли средства в виде санаторно-курортных путевок. Свободные профсоюзы содержат на средства тех, кто в них состоит. И, тем не менее, решение социальных вопросов удается закладывать в колдоговоры. Например, с Латвийским пароходством договорились о 50%-й оплате реабилитации моряков после тяжелого заболевания. Добились того, чтобы моряков страховали и они не оставались без средств существования по полгода, находясь на берегу.

Вступление в профсоюз по принципу `шел мимо и зашел` бессмысленно. Когда придется прибегнуть к серьезным действиям по защите трудовых прав, на таких людей нечего рассчитывать.



СПРАВКА

ITF (Международная федерация транспортных рабочих) - транснациональное объединение национальных профсоюзов. Морских транспортников России в ITF представляют Российский Профсоюз Докеров (РПД), Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) и Западно-Российский профсоюз Работников Морского Транспорта из Петербурга.

Основная цель деятельности ITF как коллегиального рабочего совещания - контроль оплаты морского труда. На заседаниях профсоюзы ITF договариваются о минимальных ставках оплаты труда для моряков, работающих на суднах под `удобными флагами`. В рамках развернутой ITF кампании против `удобных флагов`, введены коллективные договоры и институт инспекторов ITF, призванный координировать заключение новых и соблюдение старых коллективных договоров.



Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) в рамках ITF (SUR - Seafarers Union of Russia) входит в Комитет по безопасности мореплавания и Комитет по морской политике (рабочие органы Секции Моряков ITF). С 1994 года РПСМ-SUR входит в Комитет по справедливой практике (FPC ITF), который занимается реализацией кампании против `удобных флагов`.

Совместно с профсоюзами Болгарии, Израиля, Кипра, Мальты, Румынии, Турции РПСМ образовал неформальный Восточно-средиземноморский блок в ITF, созданный для сотрудничества в рамках конкретного региона.

РПСМ входит в рабочую группу ITF по `кипрскому флагу`, решающую вопросы истинной принадлежности судов данного флага. РПСМ состоит в Норвежско-азиатском комитете морских профсоюзов - NASCO и Комитете морских профсоюзов Центральной и Восточной Европы и Норвегии - SCOCEEN. В него входят профсоюзы Норвегии, Польши, Латвии, Украины, Эстонии.

Источник: www.surpr.ru
Другие материалы рубрики
БАЛТИЙСКИЙ ДОМ
26.11.07Новый путь на Балтику
26.11.07Экономика, утомленная европейским солнцем
26.11.07Шведские аргументы мешают Нордстриму
Швеция в ноябре ужесточила позицию по маршруту Североевропейского газопровода (Nord Stream)
01.10.07Латвийский путь к европейским грантам
01.10.07Рига - Петербург: время сверить часы
01.10.07`А и Б сидели на трубе`
Эстония выигрывает `международный конкурс` на ухудшение отношений с Россией
06.08.07`Я верю, что у России блестящее будущее`
Эксклюзивное интервью Генерального консула Королевства Дания в Санкт-Петербурге Йоргена Петера Вайса
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru