Расширение ЕС в мае прошлого года породило ряд проблем. Главная из них в том, что к `большой Европе` присоединились страны с не самыми развитыми экономиками. Чтобы новички как можно быстрее встали на ноги, им требуется помощь
Насколько далеко старожилы ЕС готовы пойти в оказании такой помощи? Об этом разговор заходит постоянно. И вот какую позицию по этому вопросу высказывают в Генеральном Секретариате межминистерского комитета по вопросам европейского экономического сотрудничества Франции (SGCI).
- Когда какая-то страна входит в ЕС, она попадает в большую машину ведения переговоров, - сказал заместитель генерального секретаря SGCI Серж Гийон. - Мало кто знает, но подсчитано, что в Брюсселе проходит около 10 тысяч совещаний в год на уровне экспертов, 150 различных групп по разным темам собираются 4 тысячи раз в год, 100 раз в год собираются комитеты послов, столько же совещаний проводит европейский совет министров. Вершина этой бюрократической пирамиды - саммиты на уровне первых лиц государств Евросоюза, которые проходят четыре раза в год.
Все вопросы, которые обсуждают правительства на национальном уровне, должны учитывать реалии ЕС. И при сегодняшней ситуации, когда членами ЕС являются 25 стран, все прекрасно осознают, что ни по одному из вопросов ни одно государство не может получить 100%-ю выгоду для себя. Следовательно, вся система Евросоюза построена на компромиссах и союзах разных стран для решения каких-то конкретных вопросов.
Франция сегодня является вторым после Германии донором ЕС. И для нее важнейший приоритет - настаивать на стабильности общеевропейского бюджета. Одновременно Франция - главный потребитель помощи ЕС, которую Евросоюз оказывает сельскому хозяйству. И для страны важно, чтобы эта помощь осталась незыблемой.
Что касается европейской помощи сельскому хозяйству, то эта строка в европейском бюджете вызывает наибольшую критику и стремление к ее пересмотру. В целом 40% средств евробюджета идет на поддержку фермеров. Это вызывает недовольство индустриальных стран, а также государств, где климатические условия благоприятны и оказание помощи ЕС не предусмотрено. С расширением Евросоюза Франция получила в этом вопросе новых союзников, поскольку большинство стран-новичков (таких как Польша, Венгрия, Литва) рассчитывает на поддержку их сельского хозяйства из общей казны.
Но одновременно все новички в союзе с Испанией, Грецией и Португалией настаивают на увеличении бюджета ЕС. А эта перспектива Францию отнюдь не устраивает.
- В настоящее время только 8 стран (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Австрия) из 25 платят в общий бюджет больше, чем получают от ЕС. И они, разумеется, осторожно подходят к перспективе пересмотра структурных фондов евробюджета, - подчеркивает Серж Гийон.
Недавно в ЕС был принят так называемый пакт стабильности, согласно которому дефицит национальных бюджетов не может превышать 3%. На этой норме настаивали Германия и Франция, рассчитывая тем самым на стимулирование роста экономики малых стран. Но первыми жертвами пакта как раз стали сами Франция и Германия, допустившие в 2003 году небывалый дефицит собственных национальных бюджетов. На них наложили большие штрафы, и теперь немцы и французы пытаются оспорить это решение ЕС.
Три гранда - Германия, Франция и Великобритания - также убеждены, что нужно найти механизм перераспределения взносов в бюджет ЕС. Сейчас основная ноша приходится на бюджеты крупнейших стран.
- Почему никто не учитывает наши косвенные затраты на общеевропейские цели? Мы, в частности, огромные деньги тратим на оборону. Не для себя же стараемся, а для всей Европы! - говорит Серж Гийон.
Дебаты об увеличении бюджета ЕС проходят на фоне растущей угрозы стагнации. Развитие экономики многих государств тормозит рост цен на энергоресурсы. Франция, в свое время решившая энергетические проблемы за счет АЭС, к этой теме относится более спокойно. Потому, например, не поддерживает `энергетические интриги` Германии. И вообще, считают французы, Германия, чтобы избежать застоя в экономике, должна в ближайшее время провести ряд реформ: в здравоохранении, пенсионном обеспечении, налоговой деятельности.
У Франции свои проблемы. Например, безработица. Тут не удалось избежать ошибок. В частности, в 2003 году сократили рабочую неделю с 37 до 35 часов. Думали, что работодатели, дабы покрыть дефицит рабочего времени, наймут новых людей, а те просто сократили производство, что сразу же сказалось на экономике страны в целом.
Тем не менее французские чиновники смотрят в ближайшее будущее с оптимизмом и предсказывают ежегодный рост экономики страны на уровне 3%. Развитие, главным образом, должно идти на основе внедрения научных исследований.
Во Франции убеждены, что конкурентоспособность каждого европейского государства в отдельности и всех вместе - решающее условие успешного развития Евросоюза.
- Мы должны быть солидарны друг с другом. И эта солидарность должна выражаться во всем, начиная с укрепления единой валюты и помощи новичкам Евросоюза. Мы обязаны быть вместе даже в таких мелочах, как единые стандарты, - уверен господин Гийон. - Заметьте, европейские стандарты сейчас действуют повсюду: в работе железнодорожного транспорта, в обустройстве домов. Европеец в Париже или Афинах поднимается на лифте, оборудованном по единым стандартам, покупает игрушки и продукты в супермаркетах, также отвечающие единым стандартам. Единая Европа проникла в ежедневную жизнь людей. Она перестала быть абстрактным понятием, стала частью существования всех и каждого на континенте.
Многие проблемы ЕС чем-то напоминают споры на коммунальной кухне. Конечно, каждый думает, прежде всего, о себе и своей стране. И в этом смысле до Европы как единого государства еще достаточно далеко. Но общие механизмы уже приводят в движение достаточно сложную машину Евросоюза. Приобщение десяти новых членов покажет, насколько жизнеспособна сама система ЕС. И насколько благотворно его влияние на экономику стран-новичков. |