Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Мнения, как цвета радуги: каждому - свое - ЭиВ N 1 (538)
МЕДИА-РЫНОК
Мнения, как цвета радуги: каждому - свое
No. 1 (538) 03.01.2005
Андрей Лазарев
В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга попытались оценить эффективность взаимодействия с печатными СМИ, присутствующими на рынке города



Результаты этого мониторинга, которые были обнародованы на семинаре `Специфика деловой журналистики`, проведенном журналистским центром международного сотрудничества и Санкт-Петербургским научным центром РАН, позволяют сделать некоторые выводы о состоянии рынка деловых СМИ Петербурга.

СМИ можно разделить на несколько типов. К первому относятся две ежедневные газеты, которые можно назвать новостными. Это федеральная `Ведомости` и городская `Деловой Петербург`.

Политика петербургской редакции `Ведомостей` определяется в Москве. Нередко там тексты, присланные из Петербурга, заново обрабатывают и группируют в зависимости от задач, которые продиктованы федеральным статусом газеты. В `ДП` стараются писать о местном бизнесе кратко, жестко и подавать материалы ярко.

Оба издания стремятся к западным стандартам: журналистика - клиентский бизнес. Функции внутри редакции разделены: информация, комментарий, реклама. Плюсы такого подхода в том, что при освещении событий можно использовать широкую сеть корреспондентов, которые не владеют спецификой бизнеса, но собирают информацию о событиях, влияющих на состояние рынка и затрагивающих интересы многих его участников. Эту информацию комментируют эксперты: в их роли выступают аналитики фондового рынка, банков, бизнесмены, не участвующие в освещаемой сделке.

Минусы вытекают из специфики российского рынка: экспертов в западном понимании немного. Поэтому, например, в `Ведомостях` по любому поводу тиражируют мнения специалистов 5-6 московских фирм.

Второй тип СМИ - деловые газеты смешанного типа (с общественно-политическим уклоном): `Коммерсантъ` (петербургский выпуск федерального издания) и `Дело` (городская еженедельная газета). В `Коммерсанте` постепенно отходили от модели чисто делового (типа `Ведомостей`) в сторону общественно-политического издания, публикуя в первой тетради огромные материалы на политические темы и мнения о событиях, а во второй - бизнес-информацию. А вот в редакции газеты `Дело` с самого начала стали окружать бизнес-тематику оболочкой из политических материалов.

Руководство этих двух газет считает, что нейтральные экономические издания - академические и не удовлетворяют интересы широкой публики. Отсюда и смешение жанров. Объединяет две газеты и либеральная политическая ориентация. Скажем, основное кредо `Дела` - защита капитала и демократии от `наездов`.

Третий тип СМИ - общественно-популярные деловые газеты. К их числу можно отнести прекратившую выходить в 2004 году `Деловую панораму` и `Предприниматель Петербурга` - единственную полноцветную газету, популяризирующую экономические знания в среде малого и среднего предпринимательства.

Четвертый тип - общественно-политические издания с деловым уклоном. Это, например, `Санкт-Петербургские ведомости` - газета, адресованная как широкой публике, так и предпринимателям. Особенность их - в выборе и подаче материалов: деловая информация фильтруется сквозь призму социальных интересов населения.

Пятый тип - отраслевые деловые издания. В этой нише практически нет газет, зато представлены десятки полноцветных журналов, издаваемых при участии ассоциаций и союзов предприятий Петербурга и Северо-Запада РФ, а также федеральных отраслевых структур.

Особо стоит отметить тип региональных деловых печатных СМИ в Петербурге. В ней представлены фактически только два издания - `Эксперт Северо-Запада` (региональное приложение к журналу `Эксперт`) и `Экономика и время` - единственная информационно-аналитическая газета Северо-Запада.

Как строятся отношения всех этих изданий с ветвями власти в Петербурге? Воспользуемся опять-таки материалами, предоставленными Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, а также представленными на семинаре `Специфика деловой журналистики`.

Как выясняется, в чистом виде оппозиционных власти изданий в Петербурге сейчас официально не выпускают. Так, из 934 публикаций о деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли в 2004 году только 16 можно отнести к критическим. Гораздо чаще в адрес комитета поступают предложения, которые позволяют усовершенствовать работу чиновников. Отсюда можно сделать вывод о том, что деловые СМИ в целом поддерживают с властью партнерские отношения.

Это, впрочем, не исключает конфликтных ситуаций. Наиболее распространенной их причиной становится отказ чиновников отвечать по существу на вопросы журналистов. Вторая причина - столкновение интересов бизнеса и чиновников. Третья - несовпадение мнений отдельных чиновников с консолидированной точкой зрения комитетов и позиций отдельных комитетов - с мнением правительства в целом.

Тем не менее чиновники ищут способы лоббировать каждую из таких точек зрения и выдавать именно ее за истину в последней инстанции. При этом представители власти не любят открыто полемизировать с журналистами, предпочитая регулировать отношения с ними закулисными методами.

Сложнее структурировать деловые СМИ по типу взаимодействия с бизнес-кругами из-за отсутствия достоверной информации. Известно лишь, что предприниматели Москвы и Петербурга не позволяют себе тратить на чтение СМИ больше 45 минут в день. Многие все чаще знакомятся с публикациями через тематические подборки, подготовленные пресс-секретарями или специалистами информационно-аналитических компаний.



Структура подписного рынка России в 2004 г. (доля в %)

1. ОАО Агентство `Роспечать` - 34

2. ЗАО `АПР` - 10

3. ООО `МАП` - 8

4. ЗАО `АРСМИ` - 5

5. ЗАО `АИФ` - 4

6. ООО `Агентство `Книга-Сервис` - 3

7. ОАО `АРЗИ` - 2

8. ЗАО `АПРИ `Известия` - 2

9. Другие - 32

Источник: `Журналист` N 12, декабрь 2004 г.
Другие материалы рубрики
МЕДИА-РЫНОК
03.11.08Кто `печет` медиановости
03.11.08СМИ в зеркале кризиса
03.11.08Виртуальное омоложение
Российский рынок печатных СМИ следует в русле развития мирового рынка газет и журналов, но имеет свои особенности
06.10.08Чем больше выбор, тем больше рекламы
06.10.08Музыка, банк и пресса
14.07.08Интерактив - спутник ТВ
14.07.08ТВ меняет сигнал
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru