Реформа ЖКХ, о необходимости которой в России заговорили десять лет назад, все еще пребывает в дискуссионно-аварийном состоянии. Депутаты суесловят о ее актуальности и формах, а тепловики, энергетики и ремонтники ликвидируют аварии
Генсовет `Единой России` принимает решение о политическом приоритете переселения граждан РФ из ветхого и аварийного жилья до 2025 года (4,9 млн человек) и просит правительство с 2005 года открыть финансирование этой государственной программы с ежегодным выделением на ее реализацию 69 млрд руб. А муниципалитеты и монополисты, пользуясь неразберихой, необоснованно наращивают коммунальные тарифы.
В конце 2004 года правительственная комиссия завершила разработку закона `О стандартах государственных услуг`, где должны быть регламентированы права граждан на гособслуживание и обязанности чиновников. А именно: сроки предоставления административных и коммунальных услуг, время стояния в очереди к чиновнику, время ответа на запросы и жалобы и тому подобное.
В недалеком советском прошлом по закону ответы на письма трудящихся давали в течение 30 дней (а по отдельным категориям и быстрее), но это не ликвидировало бюрократической сущности ответов и эпистолярного крючкотворства аппаратчиков.
Разработчики проекта нового закона предусмотрели в нем санкции за нарушение нормативов предоставления госуслуг, при этом отчетливо понимая, что корпоративная этика в России находится на уровне тусовок новой элиты, и потому настаивали на наказании чиновников рублем. Но и этот подход малоэффективен. Снять премию с бюрократа - все равно что пожурить его: он тут же возместит убытки взяткой.
Закон `О стандартах госуслуг` ничего не изменит до тех пор, пока зарплата чиновников не будет зависеть от результатов их труда.
В ЖКХ РФ вдвое больше персонала на каждую тысячу населения, чем в Европе. Пусть маленький оклад, зато стабильный, а это освобождает от необходимости ломать голову над тем, как заработать деньги. Экстенсивные факторы организации производства порождают и стимулируют стагнацию. В условиях высокой изношенности коммунальных сетей, оборудования и жилого фонда это обстоятельство губительно.
Конкурентного рынка ЖКХ нет. Сделаны только первые попытки инвестирования отрасли. В 2003 году создано ОАО `Российские коммунальные системы` с акционерным участием ЕЭС, `Интерроса`, Газпромбанка и других крупных промышленно-финансовых структур. Госстрой РФ инициировал организацию `Межрегиональной инвестиционной строительной коммунальной компании`, выступающей в роли инвестора и заказчика в реконструкции и реорганизации региональных ЖКХ.
Для обслуживания жилищных комплексов в Москве и Петербурге создают управляющие компании. В Пскове на базе польских инвестиций и технологии работает компания по механизированной уборке бытовых отходов. Но все это локальные инициативы. На повестке - изменение системы управления жилым фондом.
В конце 2004 года такое решение принято администрацией Пскова: управления микрорайонов переименованы в муниципальные предприятия, что означает внедрение в ЖКХ хозрасчета. Сокращено бюджетное финансирование, расширены хозяйственные полномочия домоуправлений. Правда, непонятно: почему при этом сохраняется Управление генерального заказчика - административный посредник, перечисляющий оплату услуг ЖКХ от потребителей производителям этих услуг?
Муниципальным предприятиям (домоуправлениям) предоставлена возможность искать способы привлечения капиталовложений в свое ведомство, совершенствовать и удешевлять коммунальные технологии.
В общем, реформе дан импульс. Механизмов же решения проблем ни вертикальных, ни локальных пока нет. Очевидно, что на первых порах коммунальный хозрасчет обернется вымогательством денег у жильцов всеми - от сантехников до программистов ЖКХ. Управленческое преобразование нацелено на поиск источников самофинансирования, а не на качество, объемы, своевременность предоставления услуг.
Согласится ли население оплачивать непрерывно и необоснованно растущие тарифы ЖКХ? |