Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

На морские суда посадят команды самообороны - ЭиВ N 1 (538)
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
На морские суда посадят команды самообороны
No. 1 (538) 03.01.2005
Александр ВОЕВОДИН
Как считают специалисты, высокотехнологичный терроризм стремится вызвать системный кризис стран с развитой информационной инфраструктурой, которая определяет состояние обороны, эффективность работы органов внутренних дел, банков, системы перевозок, науки и торговли.

Криминальные круги объединяют силы и средства. Происходит интеграция террористов, организованной преступности и наркобизнеса. Это почти не учитывает российское законодательство (см., например, Законы РФ `О борьбе с терроризмом` и `Об органах ФСБ РФ`, формулировки ст. 205-208, 277 и 360 УК РФ). Потому нет и критериев для оценки рисков взаимодействия террористических групп с криминальными структурами, с коррумпированными чиновниками, сотрудниками МВД.

Терроризм вырастает там, где есть глубинные противоречия в экономике, где часть населения сопротивляется реформам, где высока социальная дифференциация, где не создано эффективных механизмов правовой защиты граждан. В этом смысле российские реалии - благоприятная среда для роста терроризма.

Терроризм в РФ, как и в ряде стран СНГ, становится своего рода индустрией: налаживаются связи между террористическими группами по обмену опытом в оперативно-боевой подготовке, поставкам спецсредств и вооружений, использованию новых технологий.

Все реже заказчиками, разработчиками и исполнителями преступления являются одни и те же люди. Исходя из этого и должна выстраиваться концепция борьбы с терроризмом в каждой сфере экономики, в том числе на транспорте.

Эта работа должна координироваться с военно-морскими и авиационными силами, с госструктурами, регулирующими деятельность морских портов и управляющими использованием госсобственности в них.

Филиалы ФГУП `Росморпорт` и администрации морских портов способны влиять на создание в пределах портов условий, затрудняющих совершение актов терроризма на море.

Разумеется, проблеме терроризма уделяют большое внимание в IMO (Международная морская организация). Однако IMO не определяет формы координации с другими госструктурами, которые борются с актами насилия на морском транспорте.

Заметим, что и в концепции Генерального плана развития Петербурга нет раздела, где говорилось бы о мерах предупреждения терактов, которые могут принести ущерб не менее существенный, чем экологические катастрофы. Не учитываются факторы безопасности с точки зрения терроризма и в Генсхеме развития морского порта Санкт-Петербург.

Фактически в прибрежной зоне, где интенсивно развивается портостроительство, нет согласованной программы по предупреждению и борьбе с актами терроризма, совершаемыми на море, нет и четкого разграничения компетенции в данной области между правоохранительными структурами и госорганами.

Невнимание к этим проблемам может дорого обойтись судовладельцам, потому что в IMO накапливается все больше данных, свидетельствующих о низкой эффективности береговых систем безопасности в сфере предупреждения терроризма. Все чаще говорят о необходимости принятия договорно-правовой базы в отношении организации самообороны судов и защиты морского судоходства от вооруженных нападений.

В качестве примеров фигурируют захваты террористами в 1985 году итальянского пассажирского судна `Акилле Лауро`, совершавшего круиз по Средиземному морю, и в 1996 году пассажирского парома `Аврасия` в порту Трабзон (Турция). Участились случаи нападения террористов на торговые суда с применением оружия без каких-либо видимых причин. Нередкими становятся расстрелы морских судов из автоматов и гранатометов.

Сейчас предстоит определить, что можно предпринять для противодействия таким актам на берегу, а что - во время рейса судов. Статистика неумолима: большинство противоправных актов совершают именно в пределах морских портов. Так было в случаях захвата и лайнера `Акилле Лауро`, и парома `Аврасия`: террористам оказалось несложно проникнуть на них.

Потому поправка в конвенции IMO, принятая в Лондоне в декабре 2002 года, по обеспечению противодействия актам терроризма против объектов морского транспорта, - только начало процесса усиления требований к уровню защиты судов, совершающих международные рейсы, морских буровых установок и портовых средств, обслуживающих их.

Когда террористы захватывают судно, то срочные меры по его освобождению не всегда приемлемы. Ведь целью террористов все чаще становятся не вымогательство, а политические требования или акции устрашения. В таком случае под угрозой оказываются жизни пассажиров и экипажа, возникает риск экологической катастрофы.

Все настойчивее звучат предложения о формировании на судах специальных команд самообороны. Пока, правда, международный статус такой команды не определен. А затраты на ее содержание во многом будут зависеть от того, насколько эффективно организована защита от терроризма в морских портах.
Другие материалы рубрики
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
09.06.08Продолжение бензиновых страстей
В Вологодской области не утихают споры о том, кто же все-таки виноват в росте цен на бензин
09.06.08Врачи борются и побеждают
09.06.08От беспорядка уходят `в тень`
Несовершенство лицензирования отрасли обращения с отходами плодит новые проблемы
09.06.08Большой шанс для малого бизнеса
Сразу три министерства окажут помощь администрации Псковской области в разработке программы развития малого и среднего предпринимательства
09.06.08Делу - время и награды
26.05.08Посчитали - ужаснулись...
26.05.08Страсти по бензину
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru