В середине февраля в Москве пройдет вторая выставка в рамках Всероссийского проекта `Финансовый супермаркет для населения`, стартовавшего в Петербурге 29-30 октября 2004 года
Дебют, по мнению компании-организатора `Финансовый мир`, оказался удачным. За два дня работы петербургской выставки ее посетили около трех тысяч человек, причем более 70% гостей представляли экономически наиболее активный слой населения, людей, чей возраст не превышает 40 лет.
Исследование, проведенное среди посетителей выставки, показало, что наибольшим спросом у граждан пользовалась информация об услугах, связанных с ипотекой, - это направление как наиболее привлекательное выделили 57% опрошенных. На втором месте по популярности оказались кредитные продукты, которыми интересовались около 50% гостей, на третьем-четвертом местах (по 37%) - паи и депозиты, далее следовали страховые (28%) и пенсионные (26%) услуги, доверительное управление (17%) и брокерская деятельность (16%).
Петербургская выставка, по мнению большинства ее участников, стала хорошей площадкой для рекламной и даже чисто просветительской работы. Еще до открытия октябрьского `Финансового супермаркета`, как следовало из комментариев его участников, мероприятие рассматривалось ими не столько как торговая площадка, сколько как мостик к потребителю, возможность для информационной и рекламной работы.
Не случайно в выступлении перед журналистами генеральный директор компании `АТОН-менеджмент` Евгений Зайцев особо подчеркнул: `Проблема информационного вакуума по теме `Финансовый рынок` в нашей стране до сих пор существует`.
Его коллеги с такой оценкой полностью соглашались, добавляя, что финансовая неграмотность потребителей ударяет как по ним самим, так и по профессионалам рынка и по национальной экономике в целом. `Граждан, у которых есть накопления, становится все больше. Но эффективность использования этих накоплений у нас одна из самых низких в мире. А отсутствие информации приводит к кризисам на пустом месте, как это было минувшим летом`, - отмечал президент Национальной лиги управляющих Андрей Подойницын.
`К сожалению, большая часть населения сегодня имеет лишь самое поверхностное представление об услугах, предоставляемых финансовыми институтами`, - сказал генеральный директор компании `НМ-Траст` Дмитрий Ретунский.
Свою аудиторию, на которую в ближайшее время будут обрушиваться информационные залпы, финансисты уже просчитали: средний класс, семьи с годовым доходом от $5 тыс. до $40 тыс., или, как нетрудно подсчитать, начиная от $300 в месяц на одного работающего человека.
Минимальный уровень состоятельности потенциально интересного клиента опущен гораздо ниже европейских и американских стандартов миддл класса, но зато речь может идти о достаточно широком круге клиентов.
По данным исследования, проведенного в минувшем году журналом `Эксперт` совместно с группой Monitoring.ru, на долю указанной прослойки населения приходится 60-65% совокупных сбережений российских граждан, а вкладывать деньги в финансовые инструменты готовы 4-5 миллионов семей.
Большинство потенциальных клиентов пока осторожничают, когда речь заходит о финансовом рынке, и в этом нет ничего удивительного. Не случайно вопрос об условиях, в которых приходится существовать частному инвестору, фактически стал главной темой на конференции `Государственное регулирование финансового сектора в России` в рамках петербургской выставки.
Традиционно много раз не самым добрым словом поминали властей, политика которых в данной сфере по большинству позиций оставляет желать лучшего. Хотя бизнесмены всячески старались избегать острых тем и заряжать слушателей оптимизмом, предоставляя внушительные данные о росте активов паевых фондов и объема банковских вкладов, критические замечания нет-нет да и вырывались наружу. Так, в частности, было, когда речь зашла о пенсионной реформе.
`Объективно сложилось так, что проведение реформ в этом году потеряло темп и практически полностью остановилось, - заявил Андрей Подойницын. - Причина в том, что если технология сбора денег была отработана достаточно качественно, то проблема размещения пенсионных активов осталась открытой. Те $55 млн, которые управляющие компании получили по итогам 2003 года, в масштабах рынка - сумма ничтожная, это чуть выше уровня самоокупаемости одной УК.
Львиная доля пенсионных денег не инвестируется, а перераспределяется. Дать квалифицированный ответ на вопрос, почему так случилось, - вне нашей компетенции. А в государстве до дискуссии на эту тему дело пока не дошло`.
В том, что финансисты берутся своими силами просвещать население, ничего удивительного нет. Их цели вполне понятны: превратить недоверчивого и не раз битого жизнью простого человека в единомышленника и клиента. Задача более чем актуальна для страны, в которой реальный спрос на финансовые услуги в разы меньше возможного.
Очевидно, что поставленную задачу сразу не решить, и не случайно многие участники петербургской выставки уже заявили о намерении представить свои услуги и во втором, московском, этапе проекта. Среди них, как следует из информации организаторов, такие компании, как `КИТ`, `Брокеркредитсервис`, `Интерфин КАПИТАЛ`, `Открытие`, Tele Trade. Кроме того, ожидается ряд новых участников, в том числе УК `Тройка Диалог`, компания РОСНО, банки `Глобэкс` и `Югра`. |