Начавшийся с длинных каникул год на самом деле заявил о своих правах в году уходящем. Еще за неделю до праздника, можно сказать на итоговом заседании правительства Ленобласти, вице-губернатор Александр Яковлев сообщил сенсационную для непосвященных новость о ликвидации районных управлений комитета финансов
Но можно ли действительно считать случившееся полной неожиданностью? Отвечу так: специалистов, знакомых с концепцией бюджетной реформы и новыми принципами организации местного самоуправления, такой демонтаж четкой финансовой вертикали совсем не удивил.
Преобразования в финансовой сфере страны предусматривают обязательную самостоятельность бюджетов разных уровней. Ведь и полномочия властей теперь строго разграничиваются. Правда, можно было затянуть перестройку финансовой инфраструктуры в области, скажем, до осенних выборов новых муниципальных органов управления, но от правовых реалий в конечном счете никуда не денешься.
В январе 2005 года на территории Ленинградской области должно быть закончено формирование местных финансовых структур в ранге юридических лиц. А с 1 января 2006 года, когда число МО в области возрастет в 8 раз, в ней появится и более 220 финансовых служб, обслуживающих местные бюджеты.
Смысл происходящих и отнюдь не безболезненных перемен понятен: бюджетная самостоятельность неотделима от финансовой ответственности органов местного самоуправления. Они будут владеть землей, собирать налоги, привлекать дополнительные средства в собственную казну. Самим же предстоит эти финансовые ресурсы расходовать. Вместе с тем неясно, с какой квалификацией и подготовкой управленцы окажутся у руля в новых поселениях?
В непростой ситуации, которая непременно еще возникнет, реальная помощь им может подоспеть со стороны опытных финансистов, которые знают все тонкости работы с бюджетами, способны уберечь распорядителей средств от крупных финансовых просчетов и непродуманных действий.
Для правительства Ленинградской области ликвидация районных финансовых структур была непростым, но, видимо, необходимым решением. Сегодня на местах у комитета финансов расставлены проверенные в деле и хорошо разбирающиеся в особенностях учета кадры. Со многими руководителями районных финорганов мне приходилось общаться, что позволяет сделать вывод: профессионализма этим специалистам не занимать.
Немаловажно и то, что с ныне действующими главами территориальных администраций они в основном сумели сработаться, завоевать авторитет и доверие. Потому нет оснований сомневаться в том, что надежный кадровый потенциал перейдет по наследству с областного на муниципальный уровень.
Проведенная, образно говоря, нештатная финансовая операция принесет позитивные плоды весьма скоро, когда с уровня муниципальных районов появится возможность содействовать формированию поселковых финансовых структур. Ведь чего греха таить: квалифицированных финансистов и бухгалтеров во многих поселениях отыскать будет очень трудно. Для глубинки эта проблема вообще окажется трудноразрешимой.
Александр Яковлев рассчитывает и на перспективу общественного контроля за использованием финансовых ресурсов на местах. По его мнению, в бюджетный процесс постепенно все активнее будут включаться местные жители. Ведь если люди надумают, скажем, добиться ремонта пролегающего мимо их домов участка дороги, улучшения освещения улицы, то они смогут теперь пешком добраться до поселковой власти, потребовать учесть свои заявки в бюджете. А это означает также, что у населения будет возможность и проконтролировать бюджетную политику органа местного самоуправления. Но самым надежным гарантом сохранения единства бюджетного процесса в области, обеспечения контроля за финансовыми операциями может стать все же казначейство.
Сегодня департамент казначейского исполнения бюджета (КИБ) стал мощной структурой областного комитета финансов. Здесь работают кадры высокой квалификации, внедрены новейшие программные продукты, используют современную компьютерную технику. Насколько известно, к началу будущего года в единую казначейскую систему субъекта должны были включить еще и 10 территориальных финансовых структур.
Если перестройка схемы обслуживания муниципальных бюджетов не затормозит эту работу, то Ленобласть создаст широкую казначейскую сеть на всей своей территории. Что касается финансовых затрат, то теперь эта проблема снята с повестки дня. Ожидаемые из Центра в качестве поощрения за разработку новаторской программы реформирования региональных финансов 165 млн руб. позволят субъекту успешно преодолеть все трудности, связанные как с техническим оснащением, так и с переподготовкой кадров.
Солидный куш достался области весьма своевременно. Ведь с первого рабочего дня в январе в стране началась революционная перестройка системы бюджетного учета. Она, по мнению начальника областного департамента КИБ Валентины Николаевой, в большей степени востребует специалиста с современным мышлением, бухгалтера-аналитика, а не регистратора. Формирование багажа и навыков финансистов такого уровня стоит немалых денег.
В случае закрепления обслуживания муниципальных бюджетов через структуру регионального казначейства удалось бы успешнее решать приоритетную задачу, на которую не раз обращал внимание губернатор Ленобласти Валерий Сердюков. Речь идет о том, чтобы при всей самостоятельности территориальных органов управления и их бюджетов сохранить единство общего экономического и финансового пространства в области. |