Петербургская индустрия уборки офисных и производственных помещений (или клининговый бизнес) пока находится в состоянии роста: по оценкам самих участников рынка, потенциальный спрос пока удовлетворен лишь на 15%. Однако между ведущими компаниями в этом секторе идет достаточно жесткая конкуренция
Ее активно подогревают `естественные монополисты` - клининговые структуры крупных управляющих компаний, пользоваться услугами которых в добровольно-принудительном порядке вынуждены арендаторы большинства петербургских бизнес-центров.
- В целом ситуация на клининговом рынке динамичная, - считает менеджер компании `Чистый мир` Анатолий Литвинчук. - Есть фирмы-маяки, лидеры, которые работают уже лет по десять. В остальном смена участников проходит достаточно быстро: одни появляются, другие исчезают. Нередко этим бизнесом начинают заниматься люди, которые в нем ровным счетом ничего не понимают и нуждаются в ликбезе. А крупные офисные центры, которые имеют собственные службы уборки, к услугам независимых клининговых структур прибегают лишь в тех случаях, когда речь идет о сложных работах, например высотных или связанных с нанесением специальных покрытий.
Как утверждает руководитель клининговой службы менеджмент-компании `ПСБ` Елена Филиппова, арендаторы сами вынуждают управляющих жестко строить договорные отношения в сфере уборки. Иной подход чреват анархией: пока администрация бизнес-центра ограничивается заботой о местах общего пользования, арендаторы норовят привлечь тех же самых уборщиц для работы на своей территории. Естественно, редко кто отказывается от предложения подработать, забывая при этом о своих прямых обязанностях.
Потому максимум свободы выбора, которую управляющие склонны оставлять арендаторам, - возможность самостоятельно определять график и часы работы уборщиков, а также набор услуг. Предложение, как правило, насчитывает десятки вариантов - от простых до, по стандартным меркам, весьма экзотичных.
Cегодня в Петербурге около 150 клининговых фирм, абсолютное большинство которых - малые предприятия. Ведущие компании представляют собой крупные структуры, которые предлагают широкий спектр услуг по техническому обслуживанию зданий. Таких на рынке не более десятка.
Основной проблемой клинингового бизнеса остается подготовка персонала. Специализированные центры только начинают появляться, а ветераны рынка современным требованиям уже не отвечают, поэтому крупные фирмы предпочитают сами обучать сотрудников, прививая им не только навыки работы с современной техникой, но и базовые элементы корпоративной культуры.
`Мы вынуждены менять психологию людей, которые поступают на работу, - говорит руководитель службы клининга компании `МТЛ. Эксплуатация недвижимости` Ольга Панкова. - Приходится убеждать их, что надо пройти дополнительное обучение, опрятно выглядеть, вежливо общаться с людьми. На все это уходит не менее трех месяцев`.
Помимо правил хорошего тона и передовых технологий, сотрудникам клининговых компаний приходится осваивать навыки командной работы. Уборщица-одиночка - пережиток прошлого, ведущие фирмы предпочитают бригадные методы, которые увеличивают производительность труда и минимизируют расходы.
Поставленная на поток индустрия чистоты работает по законам конвейерного производства с его четко отработанными операциями и схемами контроля. В арсенале профессионалов бизнеса - жесткие графики, в которых рабочее время каждого члена бригады расписано поминутно, и многостраничные своды профессиональных стандартов, в соответствии с которыми контролеры-супервайзеры оценивают выполненную уборку. Вместе с тем вопрос добросовестности исполнителей и доверия к ним со стороны заказчиков и по сей день остается едва ли не главным фактором, сдерживающим рост рынка. Наиболее распространенная в западных странах схема работы, при которой клининговые компании обслуживают помещения в ночное время, дабы днем не создавать помех владельцам, в России до сих пор распространения не получила.
Большинство фирм пока предпочитает самостоятельно нанимать уборщиц и контролировать их работу, нежели впускать на свою территорию совершенно посторонних людей. `В результате далеко не все потенциальные клиенты понимают необходимость внешнего клининга`, - поясняет директор по развитию компании `МТЛ` Анна Деркач.
Осторожность заставляет пренебрегать и очевидными преимуществами клининга, прежде всего, возможностью существенно сэкономить на косвенных расходах компании. Участники организованного некоторое время назад Гильдией управляющих и девелоперов `круглого стола`, посвященного клининговой индустрии Петербурга, не уставали подчеркивать, что этот бизнес ориентирован на компании, которые не ведут двойной бухгалтерии и честно платят налоги.
Для чистого бизнеса честная игра - едва ли не важнейшее условие и развития, и рыночного выживания. Легальные зарплаты позволяют не только повысить статус профессии, но и привлечь новых сотрудников, дефицит которых ощутим уже сегодня. |