Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Чистая конкуренция - ЭиВ N 49 (536)
СТРОИТЕЛЬСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ
Чистая конкуренция
No. 49 (536) 20.12.2004
Владимир ХОЗИКОВ
Даже на свободном рынке клининговым компаниям становится тесно
Петербургская индустрия уборки офисных и производственных помещений (или клининговый бизнес) пока находится в состоянии роста: по оценкам самих участников рынка, потенциальный спрос пока удовлетворен лишь на 15%. Однако между ведущими компаниями в этом секторе идет достаточно жесткая конкуренция



Ее активно подогревают `естественные монополисты` - клининговые структуры крупных управляющих компаний, пользоваться услугами которых в добровольно-принудительном порядке вынуждены арендаторы большинства петербургских бизнес-центров.

- В целом ситуация на клининговом рынке динамичная, - считает менеджер компании `Чистый мир` Анатолий Литвинчук. - Есть фирмы-маяки, лидеры, которые работают уже лет по десять. В остальном смена участников проходит достаточно быстро: одни появляются, другие исчезают. Нередко этим бизнесом начинают заниматься люди, которые в нем ровным счетом ничего не понимают и нуждаются в ликбезе. А крупные офисные центры, которые имеют собственные службы уборки, к услугам независимых клининговых структур прибегают лишь в тех случаях, когда речь идет о сложных работах, например высотных или связанных с нанесением специальных покрытий.

Как утверждает руководитель клининговой службы менеджмент-компании `ПСБ` Елена Филиппова, арендаторы сами вынуждают управляющих жестко строить договорные отношения в сфере уборки. Иной подход чреват анархией: пока администрация бизнес-центра ограничивается заботой о местах общего пользования, арендаторы норовят привлечь тех же самых уборщиц для работы на своей территории. Естественно, редко кто отказывается от предложения подработать, забывая при этом о своих прямых обязанностях.

Потому максимум свободы выбора, которую управляющие склонны оставлять арендаторам, - возможность самостоятельно определять график и часы работы уборщиков, а также набор услуг. Предложение, как правило, насчитывает десятки вариантов - от простых до, по стандартным меркам, весьма экзотичных.

Cегодня в Петербурге около 150 клининговых фирм, абсолютное большинство которых - малые предприятия. Ведущие компании представляют собой крупные структуры, которые предлагают широкий спектр услуг по техническому обслуживанию зданий. Таких на рынке не более десятка.

Основной проблемой клинингового бизнеса остается подготовка персонала. Специализированные центры только начинают появляться, а ветераны рынка современным требованиям уже не отвечают, поэтому крупные фирмы предпочитают сами обучать сотрудников, прививая им не только навыки работы с современной техникой, но и базовые элементы корпоративной культуры.

`Мы вынуждены менять психологию людей, которые поступают на работу, - говорит руководитель службы клининга компании `МТЛ. Эксплуатация недвижимости` Ольга Панкова. - Приходится убеждать их, что надо пройти дополнительное обучение, опрятно выглядеть, вежливо общаться с людьми. На все это уходит не менее трех месяцев`.

Помимо правил хорошего тона и передовых технологий, сотрудникам клининговых компаний приходится осваивать навыки командной работы. Уборщица-одиночка - пережиток прошлого, ведущие фирмы предпочитают бригадные методы, которые увеличивают производительность труда и минимизируют расходы.

Поставленная на поток индустрия чистоты работает по законам конвейерного производства с его четко отработанными операциями и схемами контроля. В арсенале профессионалов бизнеса - жесткие графики, в которых рабочее время каждого члена бригады расписано поминутно, и многостраничные своды профессиональных стандартов, в соответствии с которыми контролеры-супервайзеры оценивают выполненную уборку. Вместе с тем вопрос добросовестности исполнителей и доверия к ним со стороны заказчиков и по сей день остается едва ли не главным фактором, сдерживающим рост рынка. Наиболее распространенная в западных странах схема работы, при которой клининговые компании обслуживают помещения в ночное время, дабы днем не создавать помех владельцам, в России до сих пор распространения не получила.

Большинство фирм пока предпочитает самостоятельно нанимать уборщиц и контролировать их работу, нежели впускать на свою территорию совершенно посторонних людей. `В результате далеко не все потенциальные клиенты понимают необходимость внешнего клининга`, - поясняет директор по развитию компании `МТЛ` Анна Деркач.

Осторожность заставляет пренебрегать и очевидными преимуществами клининга, прежде всего, возможностью существенно сэкономить на косвенных расходах компании. Участники организованного некоторое время назад Гильдией управляющих и девелоперов `круглого стола`, посвященного клининговой индустрии Петербурга, не уставали подчеркивать, что этот бизнес ориентирован на компании, которые не ведут двойной бухгалтерии и честно платят налоги.

Для чистого бизнеса честная игра - едва ли не важнейшее условие и развития, и рыночного выживания. Легальные зарплаты позволяют не только повысить статус профессии, но и привлечь новых сотрудников, дефицит которых ощутим уже сегодня.
Другие материалы рубрики
СТРОИТЕЛЬСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ
25.08.08Грибной сезон бизнес-центров
25.08.08Дом, который построят из плит
По оценкам риэлторов Новгородской области, комфортный дом - коттедж со всеми удобствами - сегодня могут позволить себе не более 2% новгородцев. Причина - в неразвитости рынка малоэтажного жилья, ограниченности предложения, высоких ценах и низкой покупательной способности населения
25.08.08Малый бизнес ищет дружбы с большим
Новгородский производитель полиэтиленовых труб для водо- и газоснабжения ООО `Газэнергосервис` завершил двухгодичную инвестиционную программу по модернизации производства
25.08.08Без недвижимости свое дело развить трудно
25.08.08Проблемные метры
25.08.08Генплан подвергли критике
25.08.08Жилье в кредит - это шанс
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru