Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Новый штаб и старые сети - ЭиВ N 49 (536)
СТРОИТЕЛЬСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ
Новый штаб и старые сети
No. 49 (536) 20.12.2004
Андрей Лазарев
До конца декабря в Петербурге намечено создать штаб по решению вопросов, связанных с обеспечением развития инженерных сетей города. Одна из проблем, которую он призван решить, - надо определить стандарты, на которые следует ориентироваться при закупках продукции для модернизации и строительства новых сетей



В связи с этим представители правительства города, `Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленобласти` (АДСПСМ), Северо-Западного отделения `Российской ассоциации металлоторговцев` (РАМТ), а также `Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Санкт-Петербурга` на прошлой неделе провели ряд совещаний и заседаний `круглых столов`.

Одна из самых существенных проблем - ценообразование. Растут цены на стройматериалы и металл. В чем причина? Рынок стройматериалов считается достаточно развитым и либерализованным. У производителей есть тысяча причин для объяснения повышения ими цен.

Несколько оптимистичнее в АДСПСМ оценивают ситуацию на рынке металлопроката и труб. Здесь есть надежды на госрегулирование: в Федеральной антимонопольной службе в третий раз пытаются уличить металлургов в ценовом сговоре. Последняя попытка была предпринята 6 декабря 2004 года в первую очередь против ОАО `Северсталь` и `ММК`.

Пока металлурги отбиваются от нападок ФАС через суды. Однако если весной 2005 года антимонопольщикам удастся провести через Госдуму РФ проект нового закона `О конкуренции`, то это будет делать труднее: изменится терминология, а вместе с ней исчезнут юридические зацепки, позволявшие металлургам избегать обвинений в ценовом сговоре. Кроме того, российский трубный рынок, в отличие от рынка металлопроката и металлоарматуры, сильнее зависит от состояния мирового рынка. Если, скажем, отечественные производители окажутся глуховаты к рекомендациям Правительства РФ, оно может расширить доступ на внутренний рынок и для украинской продукции. Сейчас, например, на Северо-Запад РФ она практически не доходит из-за высоких ввозных пошлин.

Но представители России и Украины работают над соглашением о поставках трубной продукции в Россию на 2005 год, которое намечено подписать до конца декабря 2004-го. Оно предполагает замену квот на лицензии, что поможет украинским металлургам увеличить сбыт своей продукции на российском рынке. Отметим, что некоторые сорта украинских труб лучше, чем многие российские аналоги, а их цена при этом ниже. Не случайно в 2005 году украинские металлурги планируют расширить свою дистрибьюторскую сеть в РФ.

Впрочем, говорить об украинской экспансии пока преждевременно: в 2004 году объемы сбыта труб на российском рынке снизились. Аналогичная тенденция ожидается и в 2005-м. Не особо страдают лишь те меткомбинаты, где вкладывают солидные средства в модернизацию плавильных и сталепрокатных цехов (ОАО `Северсталь`, `ЧТПЗ`, `ПНТЗ`). Тем не менее сокращение потребления традиционных видов стальных и чугунных труб - тенденция объективная. На Западе их теснят пластиковые и полимерные трубы или их комбинации с металлическими.

Пять лет назад на рынке Петербурга стали применять такие трубы. Проанализировав достигнутые результаты, в ЗАО `Севзапметалл`, например, утверждают, что и в крупных мегаполисах РФ проявится та же тенденция, что и на Западе, правда, процесс не пойдет столь быстро. И сейчас по-прежнему большинство закупок среди строительных компаний и в секторе ЖКХ выпадает на долю стальных труб.

К сожалению, фактор дешевизны иногда способен сыграть с заказчиками труб злую шутку. Например, под видом новых труб некоторые поставщики в Петербурге предлагают изделия, бывшие в употреблении (скажем нарезанные, зачищенные и с перебитой маркировкой трубы, ранее использовавшиеся для прокачки газа). Это повышает риски аварий.

Вторая причина закупок стальных труб - нехватка средств на капитальный ремонт. Его заменяют текущим: при авариях меняют только кусок трубы, что в целом не способствует снижению уровня аварийности петербургских инженерных сетей. Их состояние оставляет желать лучшего: 60% проложенных труб, по данным совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Петербурга, нуждается в санации, а значительная часть из 9 тыс. км трубопроводов и 5,2 тыс. км теплоцентралей - в замене. Исходя из этого, можно оценить потребное количество труб для обновления инженерных сетей.

Кроме того, если в городе будут возводить жилье целыми кварталами, то емким рынком может стать домостроение. По подсчетам специалистов ЗАО `Инжстрой СПб`, для этого нужно готовить инфраструктуру с опережением из расчета на ввод 2-3 млн кв. метров в год, что позволит создать задел из подготовленных под застройку около десяти кварталов. Те участки, которые осваивают сейчас, с точки зрения инженерной инфраструктуры и градостроительного регламента были подготовлены в 1980-х годах. Для начала строительства зданий на них не хватало только отдельных компонентов, что в принципе не требовало кардинальных затрат. Сейчас лимиты интенсификации использования имеющихся территорий истощаются.

Проблема не столько в недостатке средств для дальнейшего развития инженерных сетей, сколько в отсутствии заинтересованности у участников рынка в расширении магистралей. Их строительство приводит к убыткам естественных монополистов. Эффективнее заставить платить потребителей за подключение не к новым, а к уже действующим сетям.

Снизить остроту этой проблемы обещают в правительстве Петербурга, заключая долгосрочные соглашения с энергетиками, поставщиками воды и тепла. Эти соглашения, в свою очередь, помогут строителям договориться с производителями металлоизделий, необходимых для возведения жилья, объектов коммерческой недвижимости и модернизации инженерных сетей города: сейчас готовится проект договора между Северо-Западным отделением РАМТ и АДСПСМ, где намечено определить взаимные обязательства по качеству и ценообразованию.

Остается добавить, что в РАМТ входят 120 компаний, 15 из которых расположено на Северо-Западе РФ. В целом емкость отечественного рынка оценивается в 30 млн тонн металлоизделий в год, половину из которых поставляют члены ассоциации. Рынок Петербурга и Ленобласти, соответственно, 1,2 млн тонн, 40% из них - доля членов ассоциации.

Для регулирования цен и расширения сбыта производителями металлоизделий предпринимается попытка договориться со страховыми компаниями, чтобы расширить рынок страхования товарных поставок - для предоставления отсрочки платежей клиентам. На Западе это распространенная практика. В России, к сожалению, эта услуга дорогая и не слишком популярная среди страховых компаний.
Другие материалы рубрики
СТРОИТЕЛЬСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ
25.08.08Грибной сезон бизнес-центров
25.08.08Дом, который построят из плит
По оценкам риэлторов Новгородской области, комфортный дом - коттедж со всеми удобствами - сегодня могут позволить себе не более 2% новгородцев. Причина - в неразвитости рынка малоэтажного жилья, ограниченности предложения, высоких ценах и низкой покупательной способности населения
25.08.08Малый бизнес ищет дружбы с большим
Новгородский производитель полиэтиленовых труб для водо- и газоснабжения ООО `Газэнергосервис` завершил двухгодичную инвестиционную программу по модернизации производства
25.08.08Без недвижимости свое дело развить трудно
25.08.08Проблемные метры
25.08.08Генплан подвергли критике
25.08.08Жилье в кредит - это шанс
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru