До конца декабря в Петербурге намечено создать штаб по решению вопросов, связанных с обеспечением развития инженерных сетей города. Одна из проблем, которую он призван решить, - надо определить стандарты, на которые следует ориентироваться при закупках продукции для модернизации и строительства новых сетей
В связи с этим представители правительства города, `Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленобласти` (АДСПСМ), Северо-Западного отделения `Российской ассоциации металлоторговцев` (РАМТ), а также `Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Санкт-Петербурга` на прошлой неделе провели ряд совещаний и заседаний `круглых столов`.
Одна из самых существенных проблем - ценообразование. Растут цены на стройматериалы и металл. В чем причина? Рынок стройматериалов считается достаточно развитым и либерализованным. У производителей есть тысяча причин для объяснения повышения ими цен.
Несколько оптимистичнее в АДСПСМ оценивают ситуацию на рынке металлопроката и труб. Здесь есть надежды на госрегулирование: в Федеральной антимонопольной службе в третий раз пытаются уличить металлургов в ценовом сговоре. Последняя попытка была предпринята 6 декабря 2004 года в первую очередь против ОАО `Северсталь` и `ММК`.
Пока металлурги отбиваются от нападок ФАС через суды. Однако если весной 2005 года антимонопольщикам удастся провести через Госдуму РФ проект нового закона `О конкуренции`, то это будет делать труднее: изменится терминология, а вместе с ней исчезнут юридические зацепки, позволявшие металлургам избегать обвинений в ценовом сговоре. Кроме того, российский трубный рынок, в отличие от рынка металлопроката и металлоарматуры, сильнее зависит от состояния мирового рынка. Если, скажем, отечественные производители окажутся глуховаты к рекомендациям Правительства РФ, оно может расширить доступ на внутренний рынок и для украинской продукции. Сейчас, например, на Северо-Запад РФ она практически не доходит из-за высоких ввозных пошлин.
Но представители России и Украины работают над соглашением о поставках трубной продукции в Россию на 2005 год, которое намечено подписать до конца декабря 2004-го. Оно предполагает замену квот на лицензии, что поможет украинским металлургам увеличить сбыт своей продукции на российском рынке. Отметим, что некоторые сорта украинских труб лучше, чем многие российские аналоги, а их цена при этом ниже. Не случайно в 2005 году украинские металлурги планируют расширить свою дистрибьюторскую сеть в РФ.
Впрочем, говорить об украинской экспансии пока преждевременно: в 2004 году объемы сбыта труб на российском рынке снизились. Аналогичная тенденция ожидается и в 2005-м. Не особо страдают лишь те меткомбинаты, где вкладывают солидные средства в модернизацию плавильных и сталепрокатных цехов (ОАО `Северсталь`, `ЧТПЗ`, `ПНТЗ`). Тем не менее сокращение потребления традиционных видов стальных и чугунных труб - тенденция объективная. На Западе их теснят пластиковые и полимерные трубы или их комбинации с металлическими.
Пять лет назад на рынке Петербурга стали применять такие трубы. Проанализировав достигнутые результаты, в ЗАО `Севзапметалл`, например, утверждают, что и в крупных мегаполисах РФ проявится та же тенденция, что и на Западе, правда, процесс не пойдет столь быстро. И сейчас по-прежнему большинство закупок среди строительных компаний и в секторе ЖКХ выпадает на долю стальных труб.
К сожалению, фактор дешевизны иногда способен сыграть с заказчиками труб злую шутку. Например, под видом новых труб некоторые поставщики в Петербурге предлагают изделия, бывшие в употреблении (скажем нарезанные, зачищенные и с перебитой маркировкой трубы, ранее использовавшиеся для прокачки газа). Это повышает риски аварий.
Вторая причина закупок стальных труб - нехватка средств на капитальный ремонт. Его заменяют текущим: при авариях меняют только кусок трубы, что в целом не способствует снижению уровня аварийности петербургских инженерных сетей. Их состояние оставляет желать лучшего: 60% проложенных труб, по данным совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Петербурга, нуждается в санации, а значительная часть из 9 тыс. км трубопроводов и 5,2 тыс. км теплоцентралей - в замене. Исходя из этого, можно оценить потребное количество труб для обновления инженерных сетей.
Кроме того, если в городе будут возводить жилье целыми кварталами, то емким рынком может стать домостроение. По подсчетам специалистов ЗАО `Инжстрой СПб`, для этого нужно готовить инфраструктуру с опережением из расчета на ввод 2-3 млн кв. метров в год, что позволит создать задел из подготовленных под застройку около десяти кварталов. Те участки, которые осваивают сейчас, с точки зрения инженерной инфраструктуры и градостроительного регламента были подготовлены в 1980-х годах. Для начала строительства зданий на них не хватало только отдельных компонентов, что в принципе не требовало кардинальных затрат. Сейчас лимиты интенсификации использования имеющихся территорий истощаются.
Проблема не столько в недостатке средств для дальнейшего развития инженерных сетей, сколько в отсутствии заинтересованности у участников рынка в расширении магистралей. Их строительство приводит к убыткам естественных монополистов. Эффективнее заставить платить потребителей за подключение не к новым, а к уже действующим сетям.
Снизить остроту этой проблемы обещают в правительстве Петербурга, заключая долгосрочные соглашения с энергетиками, поставщиками воды и тепла. Эти соглашения, в свою очередь, помогут строителям договориться с производителями металлоизделий, необходимых для возведения жилья, объектов коммерческой недвижимости и модернизации инженерных сетей города: сейчас готовится проект договора между Северо-Западным отделением РАМТ и АДСПСМ, где намечено определить взаимные обязательства по качеству и ценообразованию.
Остается добавить, что в РАМТ входят 120 компаний, 15 из которых расположено на Северо-Западе РФ. В целом емкость отечественного рынка оценивается в 30 млн тонн металлоизделий в год, половину из которых поставляют члены ассоциации. Рынок Петербурга и Ленобласти, соответственно, 1,2 млн тонн, 40% из них - доля членов ассоциации.
Для регулирования цен и расширения сбыта производителями металлоизделий предпринимается попытка договориться со страховыми компаниями, чтобы расширить рынок страхования товарных поставок - для предоставления отсрочки платежей клиентам. На Западе это распространенная практика. В России, к сожалению, эта услуга дорогая и не слишком популярная среди страховых компаний. |