- Идея строительства нашего распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов изначально состояла в том, что российские товары должны идти через российские порты. С точки зрения здравого смысла и с позиций государственности, расточительно терять на перевалке нефтепродуктов через зарубежные терминалы до трети стоимости отечественного экспорта. Компания `ЛУКОЙЛ` просчитывала различные варианты размещения нового терминала, вплоть до побережья Баренцева моря. Но остановились на Ленинградской области, - сказал президент ОАО `НК `ЛУКОЙЛ` Вагит Алекперов (на снимке).
Нефтетерминал в Высоцке развивается на средства НК `ЛУКОЙЛ` и на кредиты американского инвестиционного фонда НВК в $225 млн. Первая очередь терминала была сдана в эксплуатацию 16 июня 2004 года. Ожидается, что с апреля по декабрь через Высоцк перевалят 3,2 млн тонн нефти и вакуумного газойля. В 2005-м перевалка увеличится, и, соответственно, в бюджет Ленобласти поступит свыше 100 млн руб. налогов.
Гендиректор нефтетерминала в Высоцке Владимир Калуженов подчеркнул, что сегодня терминал работает и одновременно продолжает строиться: завершается возведение объектов второй очереди, а в планах - проект создания третьей эстакады для слива нефтепродуктов. После пуска объектов второй очереди планируются массовые поставки нефтепродуктов в США.
Трубопровода в Высоцке нет. Вот почему потребовалась модернизация железнодорожных путей, по которым должны перевозить в порт 5-7 млн тонн нефти в год. Генподрядчиком строительства обходной ветки Верхнечеркасово - Высоцк стало ЗАО `Инжиниринговая корпорация `Трансстрой`, функции которого поручили выполнять ООО `Севзапстроймеханизация`.
Полотно под обходную стальную магистраль прокладывали по болотам, поэтому пришлось отсыпать дренаж и укреплять основание дороги 2,5 тыс. железобетонных свай. Путь длиной 22,3 км до станции Пихтовой теперь электрифицирован. Работают электрическая централизация и система связи. Оборудовано 15 стрелочных переводов. Созданная инфраструктура обеспечивает пропуск в порт поездов весом до 6 тыс. тонн.
Но это не предел: по проектной документации института `Ленгипротранс` для увеличения перевозок по стальным магистралям до 12 млн тонн в год рекомендуется построить дополнительную тяговую подстанцию в Попово, удлинить приемоотправочные пути до 1,05 км и построить соединительную ветку от станции Нефтяной до Высоцка.
В первоначальном инвестиционном договоре с ОАО `РЖД` не предусматривалось возмещение средств, вложенных нефтяниками в железнодорожную инфраструктуру. Сейчас самое главное - увеличить пропускную способность дороги до 12 млн тонн в год, а потом - искать способы компенсации непрофильных затрат.
Нефтяники также полагают, что нужно укреплять не только ближние подходы к порту, но и магистральные пути, ведущие к нему. Потому ожидалось, что железнодорожники разошьют узкие места в районе станции Мга, перегона Заневский пост - Ручьи, который сегодня однопутный. Причем в `НК `ЛУКОЙЛ` в данном случае готовы оплатить часть строительных работ. Для обеспечения сквозного движения все эти проблемы, возникающие как на подходах к Высоцку, так и на дальних подступах к порту, надо решать комплексно, что и предстоит оговорить в новом контракте с ОАО `РЖД`.
Почему была сделана ставка на железнодорожный, а не трубопроводный транспорт? В ОАО `НК `ЛУКОЙЛ` считают, что экспортировать надо не только сырье, но и продукты нефтепереработки: бензин и моторное масло, авиационное и дизельное топливо.
Проекты строительства третьей очереди предусматривают увеличение парка резервуаров для хранения разных сортов вакуумного газойля и дизтоплива, а также создание бункеровочного терминала для снабжения флота. Парк емкостей намечено увеличить на 180 тыс. кубометров.
Начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО `РЖД` Виктор Степов оценивает партнерство с нефтяниками как пример нового подхода к портостроительству. Раньше от железнодорожников требовали в первую очередь обустроить подходы к площадке, где собирались строить новый порт: были бы рельсы, а уж что по ним привезти - дело десятое. Однако сегодня такие масштабные проекты без привлечения частных средств неосуществимы. И с этим приходится считаться. Можно ли тиражировать совместный проект железнодорожников и нефтяников?
- Сотрудничество с `НК `ЛУКОЙЛ` и ОАО `РЖД` стало ярким примером плодотворного партнерства, основанного на принципах единства государственных интересов и взаимной выгоды, - заявил президент ОАО `РЖД` Геннадий Фадеев.
Потому такие проекты, безусловно, нужны. Конечно, для их реализации нужно совершенствовать российскую законодательную базу: далеко не каждый инвестор согласится на такие риски, на какие пошли в `НК `ЛУКОЙЛ`. Оттого на переходном этапе реформирования системы железнодорожных перевозок приходится пользоваться индивидуальными схемами инвестирования. Пока в них многое основывается на взаимном доверии партнеров.
После 23 декабря 2004 года намечено заключить второе соглашение. В нем, кроме ОЖД и `НК `ЛУКОЙЛ`, готовы принять участие владельцы порта Высоцк. Министр транспорта России Игорь Левитин во время визита в Петербург прокомментировал это событие так: главное - предстоит понять, на каких принципах готов участвовать частный инвестор в проектах по развитию сухопутной инфраструктуры на подходах к российским морским портам. В зависимости от этого и будут готовить предложения по внесению поправок в законодательство РФ. |