На заседании последней Морской коллегии при Правительстве РФ рассматривался вопрос о финансировании ледокольного обеспечения грузоперевозок в Арктике
Первые заседания Морской коллегии проводили в Петербурге. Предполагалось, что это усилит статус города как морской столицы страны. Однако часть проблем на них почему-то обсуждали за закрытыми дверями.
Сначала это интриговало, потом удалось выяснить: скрывали секрет полишинеля - в Петербурге, в лучшем случае, можно подготовить предложения, но для их реализации, как правило, нужны совместные усилия целого ряда ведомств, руководство которых находится в Москве. Координировать их работу из города на Неве не получалось. В Минтрансе РФ решили поэтому провести в Москве заседание, на котором планировали обсудить финансирование ледокольного обеспечения грузоперевозок в Арктике.
Дело в том, что существующая программа обновления ледокольного флота не соответствует динамике развития освоения нефтегазовых ресурсов на Севере, включая морской шельф. Во всяком случае так считает руководство ОАО `НК `Роснефть`. В компании только в 2005 году планируют добыть 25 млн тонн нефти. С учетом активов, переданных `Газпромом` новой структуре - `Газпромнефти`, добыча может составить 37 млн тонн. А в перспективе может достигнуть 70 млн тонн нефти в год.
Месторождения разрабатывают в прибрежной полосе или неподалеку от северных морей. Потому доставка нефти на мировые рынки по водным дорогам выглядит привлекательной. Однако для этого, по расчетам нефтяников, нужно, как минимум, шесть танкеров дедвейтом 70-120 тыс. тонн и пять атомных ледоколов.
На первом этапе достаточно продлить ресурсы нынешних атомных ледоколов, ввести в строй ледокол `50 лет Победы` и восстановить атомоход `Сибирь`. Однако в `Роснефти` хотят быть уверенными в том, что в дальнейшем эти суда сменят мощные ледоколы нового поколения. Пока до сих пор неясно, какими они должны быть. Предлагают разные варианты строительства - от атомных судов до дизель-электроходов.
Второй вариант вроде бы дешевле, хотя для него потребуется закупать больше импортного оборудования. Заметим, что рентабельность проектов во многом зависит от затрат на обеспечение атомных ледоколов ядерным топливом: цены на все эти услуги, как и на само топливо, в последние годы резко увеличились...
Обо всем этом говорили на заседании Морской коллегии два года назад. И уже тогда прозвучало, что `действия газовиков и нефтяников по освоению... стратегических ресурсов опережают прогноз` Минтранса РФ. О чем, кстати, ранее предупреждали на совещаниях министерства, например в 2001 году в Екатеринбурге. Однако для согласования планов развития тогда было необходимо сотрудничество с Минэкономразвития, Минэнерго, Минсвязи, Минприроды, Минобороны и МИДом РФ. В 2002 году договориться не удалось.
Пришлось идти на компромисс: в 2003 году занялись продлением ресурсов паровых систем ледоколов. Сначала увеличили срок службы АППУ на 175 тыс. часов. После восстановления атомоход `Арктика` признан годным к эксплуатации до тех пор, пока ему не исполнится 32 года. Потом взялись за ледокол `Россия`. На восстановление в очередь, кроме него, поставили атомоходы `Таймыр` и `Вайгач`. Работы при достаточном финансировании планировали провести в 2004-2005 гг. Но вероятно, что реализация намеченных планов затянется.
Кроме того, именно в 2005 году предстоит наконец решить, какие ледоколы строить на смену нынешнему флоту. Иначе будет сложно обеспечить ввод в строй первых новых ледоколов даже после 2008 года. Между тем 2010 год может оказаться критическим: при существующем положении дел графики ледовых проводок крупных танкеров по Севморпути могут быть сорваны. В таком случае окупятся ли те инвестиции, которые сегодня нефтяники готовы вложить в разработку арктических месторождений? Гарантий сегодня никто не дает.
Итак, проблему обеспечения графиков Севморпути обсуждали на заседаниях морских коллегий в течение двух лет. И в итоге стало понятно, что в Петербурге ее не решить. Как, впрочем, и многое другое.
Петербург можно сколько угодно называть морской столицей страны. Однако в действительности у города до сих пор нет реальных столичных функций. Не случайно же недавно руководство крупнейшей российской судоходной компании ОАО `Совкомфлот` отказалось перерегистрировать головной офис в городе на Неве, хотя планировалось, что с четвертого квартала 2004 года `Совкомфлот` начнет платить налоги уже в Петербурге. Теперь оказывается, что здесь поселят одну из `дочек` `Совкомфлота`. |