Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Москва по-прежнему морская столица России - ЭиВ N 49 (536)
ТРАНСПОРТ
Москва по-прежнему морская столица России
No. 49 (536) 20.12.2004
Борис УШАКОВ
На заседании последней Морской коллегии при Правительстве РФ рассматривался вопрос о финансировании ледокольного обеспечения грузоперевозок в Арктике



Первые заседания Морской коллегии проводили в Петербурге. Предполагалось, что это усилит статус города как морской столицы страны. Однако часть проблем на них почему-то обсуждали за закрытыми дверями.

Сначала это интриговало, потом удалось выяснить: скрывали секрет полишинеля - в Петербурге, в лучшем случае, можно подготовить предложения, но для их реализации, как правило, нужны совместные усилия целого ряда ведомств, руководство которых находится в Москве. Координировать их работу из города на Неве не получалось. В Минтрансе РФ решили поэтому провести в Москве заседание, на котором планировали обсудить финансирование ледокольного обеспечения грузоперевозок в Арктике.

Дело в том, что существующая программа обновления ледокольного флота не соответствует динамике развития освоения нефтегазовых ресурсов на Севере, включая морской шельф. Во всяком случае так считает руководство ОАО `НК `Роснефть`. В компании только в 2005 году планируют добыть 25 млн тонн нефти. С учетом активов, переданных `Газпромом` новой структуре - `Газпромнефти`, добыча может составить 37 млн тонн. А в перспективе может достигнуть 70 млн тонн нефти в год.

Месторождения разрабатывают в прибрежной полосе или неподалеку от северных морей. Потому доставка нефти на мировые рынки по водным дорогам выглядит привлекательной. Однако для этого, по расчетам нефтяников, нужно, как минимум, шесть танкеров дедвейтом 70-120 тыс. тонн и пять атомных ледоколов.

На первом этапе достаточно продлить ресурсы нынешних атомных ледоколов, ввести в строй ледокол `50 лет Победы` и восстановить атомоход `Сибирь`. Однако в `Роснефти` хотят быть уверенными в том, что в дальнейшем эти суда сменят мощные ледоколы нового поколения. Пока до сих пор неясно, какими они должны быть. Предлагают разные варианты строительства - от атомных судов до дизель-электроходов.

Второй вариант вроде бы дешевле, хотя для него потребуется закупать больше импортного оборудования. Заметим, что рентабельность проектов во многом зависит от затрат на обеспечение атомных ледоколов ядерным топливом: цены на все эти услуги, как и на само топливо, в последние годы резко увеличились...

Обо всем этом говорили на заседании Морской коллегии два года назад. И уже тогда прозвучало, что `действия газовиков и нефтяников по освоению... стратегических ресурсов опережают прогноз` Минтранса РФ. О чем, кстати, ранее предупреждали на совещаниях министерства, например в 2001 году в Екатеринбурге. Однако для согласования планов развития тогда было необходимо сотрудничество с Минэкономразвития, Минэнерго, Минсвязи, Минприроды, Минобороны и МИДом РФ. В 2002 году договориться не удалось.

Пришлось идти на компромисс: в 2003 году занялись продлением ресурсов паровых систем ледоколов. Сначала увеличили срок службы АППУ на 175 тыс. часов. После восстановления атомоход `Арктика` признан годным к эксплуатации до тех пор, пока ему не исполнится 32 года. Потом взялись за ледокол `Россия`. На восстановление в очередь, кроме него, поставили атомоходы `Таймыр` и `Вайгач`. Работы при достаточном финансировании планировали провести в 2004-2005 гг. Но вероятно, что реализация намеченных планов затянется.

Кроме того, именно в 2005 году предстоит наконец решить, какие ледоколы строить на смену нынешнему флоту. Иначе будет сложно обеспечить ввод в строй первых новых ледоколов даже после 2008 года. Между тем 2010 год может оказаться критическим: при существующем положении дел графики ледовых проводок крупных танкеров по Севморпути могут быть сорваны. В таком случае окупятся ли те инвестиции, которые сегодня нефтяники готовы вложить в разработку арктических месторождений? Гарантий сегодня никто не дает.

Итак, проблему обеспечения графиков Севморпути обсуждали на заседаниях морских коллегий в течение двух лет. И в итоге стало понятно, что в Петербурге ее не решить. Как, впрочем, и многое другое.

Петербург можно сколько угодно называть морской столицей страны. Однако в действительности у города до сих пор нет реальных столичных функций. Не случайно же недавно руководство крупнейшей российской судоходной компании ОАО `Совкомфлот` отказалось перерегистрировать головной офис в городе на Неве, хотя планировалось, что с четвертого квартала 2004 года `Совкомфлот` начнет платить налоги уже в Петербурге. Теперь оказывается, что здесь поселят одну из `дочек` `Совкомфлота`.
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru