Российский целлюлозно-бумажный рынок вступает в новую фазу развития: предприятия рассчитывают получить дополнительную прибыль в первую очередь от инноваций
Необходимость модернизации предприятий лесопереработки привлекает на российский рынок все больше зарубежных поставщиков оборудования. Это изобилие порождает спрос на системных интеграторов, способных собрать разнообразные отечественные и импортные машины в эффективные производственные линии.
Рынок системных интеграторов нацелен в первую очередь на целлюлозно-бумажный сектор, где высока конкуренция среди комбинатов, выпускающих обычные сорта бумаги. Между тем потребители ощущают дефицит специфической бумажной продукции, которую не может производить большинство российских ЦБК из-за низкой технической оснащенности.
Однако им не по карману покупать западные линии целиком. А приобретение отдельных компонентов в дополнение к уже установленному оборудованию требует квалифицированных консультантов и монтажников. Такие специалисты в России есть. Но большинство из них сосредоточены в малых фирмах, которые отпочковались от отечественных машиностроительных заводов.
Проблема в том, что западные компании предпочитают с такими посредниками не иметь дела. Однако они готовы обучать персонал и заключать дилерские соглашения с теми, кто способен обеспечить солидные обороты в поставках оборудования. А обороты можно нарастить, если оказывать комплексные услуги. Иными словами, выполнять генподрядные заказы `под ключ` - от проектирования до монтажа производственных линий.
Именно так появилось на рынке, например, ЗАО `Компания `СЗМА`, персонал которого превышает сегодня 1,1 тысячи человек, а оборот исчисляется миллионами долларов. Среди его партнеров свыше 10 иностранных и 16 крупных российских компаний.
Заказчик ставит задачу, а системный интегратор находит способ ее решить. Скажем, в ОАО `Сегежский ЦБК` потребовалось реконструировать поток варочных установок, чтобы получить из бумагоделательных машин продукцию с определенными свойствами. Для этого привлекли целый ряд подрядчиков.
В `СЗМА` организовали поставки по оптимальным ценам и обеспечили управление проектом модернизации производства.
Для осуществления подобных проектов потребовалось объединить в группу вокруг ОАО `Трест `Севзапмонтажавтоматика` несколько фирм, включая оптового поставщика машиностроительного оборудования, и открыть сеть региональных центров.
Спрос на комплексные услуги по модернизации цехов в лесопромышленном комплексе России появился совсем недавно. И рынок услуг системных интеграторов еще только начал формироваться. Однако это указывает на то, что российский целлюлозно-бумажный рынок вступает в новую фазу развития, когда перерабатывающие предприятия рассчитывают получить дополнительную прибыль не от дальнейшего увеличения объемов своих товаров, а именно от инноваций, в том числе от поставок потребителям импортозамещающей продукции.
Второй признак, свидетельствующий о повороте ЦБК к интенсификации производства, - стремление снизить расходы на выпуск продукции и связанное с этим углубление специализации. Например, еще недавно предприятия выпускали практически одинаковые типы газетной бумаги. Теперь, по мере развития сбытовых сетей, появляется стремление позиционировать продукцию, сделать ее отличной от других. Скажем, при продвижении газетной бумаги `Сыктывкарского ЛПК` в группе `Балтийская целлюлоза` обращают внимание на такие ее параметры, как гладкость и белизна.
А для увеличения объемов продаж ОАО `ЦБК `Кама`, которому трудно выдерживать конкуренцию с ведущей тройкой производителей (ОАО `Кондопога`, `Волга` и `Соликамскбумпром`), ставят акцент на одном из выпускаемых сортов - пухлой бумаге.
Третий признак перемен - усиление интереса ЦБК к внутреннему рынку. Если ранее доля экспорта целлюлозы и бумаги из России оценивалась в 60-65%, то после 2000 года она сократилась до 50-55%. Это достигнуто за счет устойчивого роста потребления прежде всего газетной бумаги в России.
Увеличились поставки на внутренний рынок и офсетной бумаги, потому что цена на нее сегодня выше, чем на Западе (по отдельным ее видам - до 25%).
Катализатором этого процесса, по данным РАО `Бумпром`, стала сбытовая политика лидера в группе офсетных бумаг - `Сыктывкарского ЛПК`. Как следствие - доля предприятия на внутреннем рынке несколько снизилась, а предприятия, выпускающие относительно недорогой, пусть даже менее качественный офсет, увеличили объемы продаж...
Очевиден рост конкурентоспособности отечественных ЦБК, а значит, есть перспективы их развития. Это не осталось без внимания западных компаний: намечается дополнительный приток инвестиций на российский рынок. В частности, финские предприниматели давно уже собирались построить на Северо-Западе РФ новый целлюлозно-бумажный комбинат. Однако именно сейчас они созрели до практических шагов и обратились в ЗАО `Гипробум` с просьбой сделать заключение по пяти возможным площадкам для строительства такого предприятия в Ленобласти. Все это не случайно.
Если западные компании будут и дальше ждать улучшения инвестиционного климата в России, то не исключено, что их потеснят с рынка реформируемые российские предприятия.
Доля основных производителей
офсетной бумаги в России, в %
`Сыктывкарский ЛПК` 50
`Котласский ЦБК` 17
ОАО `Светогорск` 7,5
`Краснокамская фабрика `Гознак` 7,5
ОАО `ЦБК `Кама` 7
Доля основных производителей
газетной бумаги в России, в %
ОАО `Кондопога` 31
ОАО `Волга` 30,5
ОАО
`Соликамскбумпром` 25
`Сыктывкарский ЛПК` 7
ОАО `ЦБК `Кама` 4 |