Для малого и среднего бизнеса лизинг - один из наиболее доступных альтернатив банковским кредитам. Но не все лизинговые компании берутся вести небольшие сделки, предпочитая крупные проекты. Генеральный директор ООО `Балтийская лизинговая компания` Дмитрий Горизонтов, однако, уверен, что связывать будущее с малым бизнесом перспективно
- Многие ваши коллеги говорят, что нужно повышать минимальную стоимость сделки, поскольку расходы на работу с малым и крупным клиентом примерно одинаковы, а прибыль в последнем случае - выше. Получается, что малый бизнес сознательно оттесняют от лизингового рынка?
- Про весь рынок столь однозначно говорить нельзя. В нашей компании вообще не устанавливается минимально допустимая сумма сделки. Мы принимаем решения, исходя из того, насколько перспективно сотрудничество с конкретным клиентом, а не из расчета, сколько с него можно разово получить.
В секторе крупного бизнеса велика конкуренция. На рынке - десятки компаний, стремящихся обеспечивать большие сделки, что понятно: есть соблазн заработать много и сразу. Клиенты это прекрасно осознают и, начиная крупный лизинговый проект, уже не обращаются к одной фирме, а объявляют тендер, стимулируя конкуренцию. В результате и прибыль, которую лизинговая компания могла бы получить от крупной сделки, обычно бывает заметно ниже предполагаемой.
Потому для лизинговых компаний работа с малыми и средними предприятиями очень перспективна. Когда предлагается стандартный продукт, то это значительно сокращает сроки на принятие решений, удешевляет и
упрощает сделку. Здесь можно провести аналогию с потребительским кредитованием.
- Хотите сказать, что пройдет время и совершить лизинговую сделку можно будет так же быстро, как взять кредит на телевизор?
- До этого мы, конечно, не дойдем, но движение к стандартным продуктам очевидно. К примеру, в нашей фирме на оформление средней сделки сейчас уходит 5 дней. Это, по нынешним меркам, совсем немного. А создать стандартный лизинговый продукт не так просто.
Предметом лизинга обычно становятся нестандартные объекты, промышленное оборудование, в частности для которых каждый раз надо производить отдельные расчеты. Но, я думаю, что к началу следующего года мы будем предлагать стандартные продукты нашим клиентам.
Приоритет в сфере лизинговых сделок в последнее время переходит от автомобилей к промышленному оборудованию. Это обусловлено бурным развитием автокредитования. Даже при том что лизинг экономически более оправдан, все больше клиентов предпочитают пользоваться услугами банков и сразу получить машину в собственность, нежели приобретать ее в лизинг, оформляя на юридическое лицо. И главная причина здесь - чисто психологическая. Безусловно, в качестве стандартного продукта автомобиль подходит лучше всего.
- Речь идет о локальном явлении, а не о глобальной тенденции?
- Да. А если говорить о перспективности малого и среднего бизнеса для лизинговых компаний, то основные события в этом секторе рынка еще предстоят. |