В последнее время Российское государство пытается играть мускулами, заставляя олигархов поделиться излишками накопленного капитала
Сначала урезали аппетиты зарубежных владельцев `ЮКОСа`: у них, если будут примерными, изымут лишь часть активов, а будут сопротивляться - доведут компанию до банкротства. Однако тут действия государства логически обоснованы: опасно если нефтяная компания, создающая около 20% ВВП страны, контролируется иностранцами.
На прошлой неделе взялись за ОАО `ВымпелКом` (`Би-лайн`). Стоило только `Би-лайн` объявить о достигнутых результатах, как их решили поправить налоговики, намереваясь вычесть по итогам работы за 2001 год 2,5 млрд руб. недоимок и 1,9 млрд руб. - штрафов и пеней. Основная часть этой суммы относится к вычету расходов, понесенных `ВымпелКомом` в связи с агентскими отношениями между ним и его стопроцентной дочерней компанией `КБ Импульс` - держателем лицензии на оказание услуг связи в стандарте GSM в Москве и Московской области.
За что же на самом деле высекли `ВымпелКом`? Может, за то, что интенсивное развитие компании чересчур усиливало позиции Telenor в России? Или хотели наказать `Альфа-групп`, также владеющую акциями `ВымпелКома`, чтобы отбить у нее охоту приобрести блокирующий пакет акций `МегаФона` и инициировать в конечном итоге его слияние с `ВымпелКомом`? Но тогда непонятно странное желание наказать и `МегаФон`, выставив ему счет в 110 млн руб. недоимок. Странное, потому что известно: именно `МегаФон` успешно `окучил` своими услугами российские органы внутренних дел и госчиновников. Казалось бы, у `МегаФона` должны быть сильные заступники. Почему же они не помогли?
Российские модели `соковыжимателей` никогда не отличались использованием слишком тонких механизмов. Если экзекуция крупной компании не оправдывается угрозой национальной безопасности, как в случае с `ЮКОСом`, то должен быть иной макроэкономический мотив, определяющий выбор жертвы и размеры изъятий.
Активизация налоговиков не случайно происходила на фоне энергичной работы Счетной палаты, которая недавно опубликовала результаты проверки госпрограммы приватизации в 1993-2003 гг. - от `ваучерной реформы` до реализации денежных схем `кредиты-за-акции` с последующим законодательным закреплением прав собственников.
Зачем ворошить дела давно минувших дней, если теперь, как утверждали в Кремле, обратный передел без глубоких потрясений основ рынка невозможен? Однако, выяснив, кто и сколько смог `прихватить`, можно попытаться окольными путями экспроприировать излишки. Например, через налоги.
Тогда остается гадать: кто будет следующим? Ведь ситуация с `ВымпелКомом` показывает: ни у одной из развивающихся компаний не может быть гарантий того, что им в будущем не придется доплачивать в казну за предыдущие годы. Развитие на российском рынке сейчас неизбежно сопровождается активной централизацией ресурсов и капиталов. При этом российское законодательство, регулирующее слияния и финансовые альянсы фирм, весьма туманно. В этих дебрях несложно найти нарушения и объявить их налоговыми дырами.
Вопрос в том, как прореагируют на это иностранные инвесторы. Первая ласточка уже появилась: в компании `Дойче Телеком` заявили, что готовы продать 25,1%, которыми владеют в `МТС`, третьем федеральном операторе сотовой связи. Зачем бы немцам вдруг понадобилось избавляться от весьма прибыльного бизнеса? Пока по `МТС` еще не проехался государственный каток. Но в любой момент может появиться на горизонте. Надо же пополнять золотовалютные резервы страны и сдерживать инфляцию. Поэтому у компаний в России не должно быть излишков. |