На прошедшем 25 ноября пленарном заседании II форума малого и среднего предпринимательства Петербурга `Малый бизнес. Технологии успеха` городские власти рекомендовали предпринимателям, занятым в торговле, свои технологии успеха
Как и ожидалось, форум не остался незамеченным и не превратился в узкоспециализированное мероприятие для специалистов. Выступив одним из первых, председатель КЭРППиТ Владимир Бланк значительную часть речи посвятил информированию собравшихся в зале 800 представителей 680-тысячной армии малого и среднего бизнеса о грядущих переменах в экономике города. В первую очередь эти перемены коснутся предпринимателей, работающих в сфере розничной и мелкооптовой торговли.
По официальным данным, предприятия торговли и общественного питания занимают значительную долю в структуре малого бизнеса - 52,9%. По мнению В. Бланка, в ближайшие 2 года эта доля уменьшится, а произойдет это благодаря революционным изменениям в структуре самой торговли.
Если по состоянию на начало 2004 года магазины у дома, торговые точки и зоны (где и работает малый бизнес) контролировали более 60% рынка, а сетевые магазины всего 30%, то по результатам 9 месяцев 2004 года сети владеют уже около 50% рынка. По прогнозам специалистов КЭРППиТ, к 2007 году уже более 60% покупок будут осуществлять в магазинах, принадлежащих торговым сетям.
`Это приведет к тому, что число занятых в розничной торговле (прежде всего работающих в малом бизнесе) будет сокращаться, - заявил председатель КЭРППиТ. - И это не выдумка власти, это очередной этап развития рынка, объективная реальность. Мы хотим обратить внимание работающих в сфере торговли уже сегодня на то, что они столкнутся с серьезной конкуренцией. Для предпринимателей, рискующих собственными средствами, это сигнал, что надо переходить в другую сферу, диверсифицировать свои риски`.
Были названы и четыре конкретных адреса, где можно достичь успеха и хорошо заработать: рынок услуг в сфере ЖКХ, туристическая отрасль, производство стройматериалов и оказание строительных услуг, сфера бытового обслуживания населения.
Предлагая бизнесу перенаправить свои усилия в иные сферы, власти видят свою задачу лишь в широком информировании предпринимателей. Никаких политических или экономических механизмов, которые сделали бы эти секторы городского хозяйства привлекательными для малого бизнеса, власти пока не предусматривают. Упоминается только о возможности скорректировать образовательные программы, которые предусмотрены в рамках программы поддержки предпринимательства на 2005 год - чтобы, по словам В. Бланка, проводить некую экспресс-подготовку, рассказывать и объяснять, как переориентировать свое предприятие.
Комитет по ЖКХ тоже будет презентовать возможности, которые есть в этом секторе для малых предприятий. `Задача государства - просто указать на возможности и создать условия по доступности`, - резюмирует председатель КЭРППиТ.
Однако даже не обладающий специальным экономическим образованием предприниматель скажет, что перепрофилирование предприятия требует значительных дополнительных ресурсов как кадровых, так и финансовых. Еще один ресурс - время - пока у бизнеса есть. Итак, в ближайшие два года из 110 тысяч субъектов малого предпринимательства в сфере торговли останется половина.
Решившим перепрофилировать потребуются деньги - чтобы обучить персонал или нанять новый, чтобы свернуть нынешний бизнес, чтобы войти в новый рынок (арендовать помещения, приобрести минимально необходимое оборудование, расходные материалы, обеспечить складской запас).
В решении этих вопросов, как выяснилось, государство в лице городской власти помогать предпринимателям не собирается: КУГИ по-прежнему против предоставления льгот по аренде помещений малому бизнесу, в программе 2005 года на поддержку предприятий, вынужденных сменить сферу деятельности, не выделено ни одного рубля. Более того, по словам заместителя председателя КЭРППиТ Сергея Зимина, только в 2006 году, вероятнее всего, удастся включить в программу финансирование переподготовки кадров и выделение средств на поддержку предприятий так называемой санационной группы. Вообще С. Зимин назвал саму идею `автоматического` перетекания малого бизнеса из торговой отрасли в другую сферу абсурдом.
`Малый бизнес, где основной составляющей является сам предприниматель, не перетечет. Он либо просто умрет, и люди окажутся на улице, либо встанет на ноги, если мы поможем ему остаться на плаву`.
В функции администрации любого хозяйствующего субъекта входят не только выявление тенденций и информирование о них широкой общественности, но и предупреждение негативного воздействия этих тенденций на экономическую и социальную сторону жизнедеятельности. В любом случае грамотный менеджер планирует, какими мероприятиями и с привлечением каких средств он сумеет избежать негативных последствий.
Суммарный объем рынков туризма, жилищно-коммунальной сферы, строительных услуг и бытового обслуживания населения велик. Потенциальная емкость каждой из четырех отраслей оценивается специалистами в миллиарды долларов США. Однако пока у специалистов нет полной уверенности, что удастся избежать массовых банкротств малых предприятий.
Успешный выход на новые рынки и конкурентоспособность на них без внешней поддержки тоже сомнительны. Нужны не только политические, но и экономические инструменты, которые сделали бы эти секторы и привлекательными, и прибыльными. Пока их нет. |