Осенью 2004 года прошла череда выставок, во время которых особое внимание уделялось ситуации, сложившейся на российском рынке металлопроката
Россия занимает 4-е место в мире по объему производства стали (после Китая, Японии и США) и 1-е - по ее экспорту. В 2003 году ее выплавлено 61,3 млн тонн (+5% к аналогичному периоду 2002-го).
Еще два года назад говорили, что Боливар российской экономики не вынесет трех гигантов металлургии и один из них должен быть сброшен из седла. Теперь в списке лидеров уже четыре крупных игрока: ООО `ЕвразХолдинг` (доля от общего производства стали 22%), ОАО `Магнитогорский меткомбинат` (`ММК`, соответственно доля 18%), ОАО `Северсталь` (16%) и ОАО `Новолипецкий меткомбинат` (`НЛМК`, 14%).
Но никто из них не намерен разоряться. Наоборот, рентабельность металлургии в РФ повысилась до 14-29%. На отдельных предприятиях прибыль выросла в 4,5 раза. Не случайно губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил, что черная металлургия стала наиболее преуспевающей отраслью в этом субъекте РФ.
Высокие цены на металл позволяют его производителям выделять средства на развитие основных фондов. Скажем, инвестиции `НЛМК` в производство в 2000-2003 гг. превысили $620 млн, а `ЕвразХолдинг` в 2004 году планирует потратить $300-350 млн.
Значительную часть проката продают за рубеж. Подписание очередного соглашения по стали между Россией и ЕС задерживается, что практически означает сохранение квот в 2005 году на нынешнем уровне. Но если раньше квоты вызывали негодование российских экспортеров, то сегодня они спокойны: потери от торговли на Западе компенсируются увеличением продаж в Азии, особенно в Китае. А в Иране сотрудничество с российскими металлургами рассматривают как одно из приоритетных направлений.
К тому же экспорт на Запад, как полагают металлурги, сдерживают высокие железнодорожные тарифы. Например, в ОАО `Северсталь` утверждают, что в навигацию 2004 года экономят $4,33 с каждой тонны металлопроката, отправленной водным путем. Не случайно объемы отправки продукции водным путем в Америку и Европу были увеличены до 1,97 млн тонн (+26% к 2003-му).
Как ни парадоксально, антидемпинговые преследования на Западе оказали услугу российским потребителям: это заставило российских металлургов увеличить экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью, на которую не распространяются квоты и пошлины, а высокосортные изделия реализовывать на внутреннем рынке, где уже давно на них есть дефицит.
В 2004 году в России стали наконец расширять выпуск проката со спецсвойствами. Например, осенью на выставках EuroBLECH` 2004 (Ганновер) и `Металл-Экспо-2004` (Москва) `ММК`, производитель 20% от всего отечественного металлопроката, представил прокат с полимерным покрытием. Агрегат, мощность которого - до 200 тыс. тонн полимеров в год, на меткомбинате ввели в строй в июле 2004-го.
В `ММК` намерены увеличить производство новых сортов холоднокатаной стали для автомобилестроения, тонколистовой горячекатаной травленой стали для особо точной штамповки и стального листа с антикоррозийным покрытием. Для выпуска такой высокотехнологичной продукции в 2005 году на комбинате запускают три новых стана, две электропечи и установки `печь-ковш`.
В ОАО `Северсталь` расширили долю поставок на внутренний рынок до 58% и во многом за счет этого увеличили за девять месяцев 2004 года производство горяче- и холоднокатаного проката (+5,2% к аналогичному периоду 2003-го). Помогли заказы автомобиле- и судостроителей. И они будут расти. В частности, ФГУП `Адмиралтейские верфи` поставит горячекатаную сталь для постройки двух танкеров, а на `АвтоВАЗе` для новых моделей намерены использовать высокопрочные марки череповецкой стали ЮП и ЮПР. Кроме того, идут испытания опытной партии металлопроката, упрочняющегося при покраске, и изучение рекомендации по расширению применения горячеоцинкованного проката на лицевые детали кузовов.
Впрочем, некоторые эксперты относятся к подобным опытам с недоверием: опрос участников выставки `Металл-Экспо` 2004" показал, что сейчас нужнее сталь с полимерами, и она в перспективе вытеснит оцинковку. Первые признаки тенденции уже налицо: осенью 2004 года спрос на оцинкованный прокат стал снижаться...
Рост цен, как утверждали металлурги на VII Международной конференции `Российский рынок металлов` (Москва), определяется объективными причинами: наполовину - из-за роста затрат на сырье, еще по 10% - из-за увеличения зарплаты персоналу и тарифов на электроэнергию.
В ФАС подозревают, что цены на сталь повышаются также за счет картельных сговоров. В частности, в ФАС пытались обвинить `Северсталь` и `ММК` в нарушении ст. 6 Закона `О конкуренции`. Однако доказать факт сговора в суде так и не смогли.
Оценить реальный рост цен на прокат позволяют итоги Свердловского арбитражного суда, где недавно удовлетворили иск петербургского трейдера ООО `Балтика-Сталь` к ЗАО `Нижнесергинский метизно-металлургический завод` (Свердловская область). С истца потребовали доплату при поставках очередной партии металла, что было расценено как нарушение договора.
Суд обязал отгрузить в адрес петербургской компании прокат по ценам согласно контракту. И теперь оказалось, что она должна получить товар вдвое дешевле, чем в феврале 2004 года.
В целом за год, по данным из различных источников, цены на те или иные виды металлопроката в РФ выросли на 25-100%. Последнее повышение было в октябре. А в декабре 2004-го или в начале 2005 года ожидается очередной скачок в среднем на 20%.
Прогнозы основаны на информации из-за рубежа. Например, менеджеры крупнейших мировых сталепроизводителей: Arcelor, U.S.Steel, International Steel Group, JFE и AK Steel Holding - полагают, что цены на листовой прокат в 2005 году превысят цены по текущим контрактам не менее чем на 20%. И какая бы ситуация ни складывалась на российском рынке, отечественные меткомбинаты вряд ли устоят от искушения поднять цены вслед за мировыми. |