В 2005 году в порту Высоцк намереваются перерабатывать до 5 млн тонн нефтепродуктов. Об этом подписано соглашение между ОАО `НК `ЛУКОЙЛ` и ОАО `РЖД`
Президент РЖД Геннадий Фадеев пояснил, что в мае - декабре 2004 года в порт Высоцк по железной дороге намечено доставить 2,5 млн тонн нефтепродуктов. А если в `ЛУКОЙЛе` воплотят свои планы развития этого нефтерминала, то по стальным магистралям смогут доставлять до 15 млн тонн наливных грузов. Правда, уточнил Г. Фадеев, это потребует серьезных вложений компании в развитие железнодорожной инфраструктуры. Сейчас грузовые поезда в Высоцк следуют в основном ночью, а днем железнодорожные пути модернизируют.
Железнодорожники считают, что схему вложения средств, которую разрабатывают совместно с `ЛУКОЙЛом`, можно считать модельной для других инвесторов. В ее основу положен накопленный нефтяниками опыт строительства инфраструктуры по обеспечению безопасности мореплавания.
В договоре с Минтрансом РФ речь идет о гарантиях возврата капиталовложений в возведение объектов Региональной системы управления движением судов. Предполагаются компенсации в дальнейшем при взимании портовых сборов до тех пор, пока они не возместят все расходы компании на создание объектов инфраструктуры.
Правда, отношения с ОАО `РЖД` урегулировать сложнее: тарифы железнодорожникам устанавливает Федеральная служба по тарифам РФ. Потому для обеспечения в дальнейшем вычетов из тарифов на перевозки нефтепродуктов в цистернах нужны поправки в законодательство или постановление Правительства РФ.
Но может быть и другое решение: ведь модернизируемый рельсовый путь взят на баланс нефтяников, а земля под дорогой им передана в аренду на 49 лет. Нефтяники могут эксплуатировать подходной участок и как частную стальную магистраль, пока не покроют убытки. В дальнейшем ветку выгоднее отдать железнодорожникам, которые также вкладывают средства в инфраструктуру на подходах к порту Высоцк. В частности, они за свой счет строят тяговую подстанцию.
`ЛУКОЙЛ` стал первым крупным инвестором ОАО `РЖД`, вложившим до ноября 2004 года в усиление железнодорожных подходов к порту Высоцк 300 млн руб. До конца 2004-го нефтяная компания готова перечислить на эти цели еще 10 млн руб.
Об этом сообщило руководство компании `ЛУКОЙЛ` на встрече с журналистами после проведения ноябрьского совещания по обеспечению безопасности мореплавания в рамках завершения летней навигации в российских портах и подготовки их к работе в зимних условиях.
Директор департамента госполитики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Минтранса России Серик Жусупов отметил, что реализация подобных проектов позволяет на практике обеспечить экспортные потребности экономики РФ и снизить долю экспорта, идущего через порты сопредельных стран, с 25% до 10%.
Аналогичный проект, как сообщили в Минтрансе РФ, осуществляет на Северо-Западе ОАО `НК `Роснефть` в Приводино (Архангельская область). В конце декабря 2004 года намечено сдать в эксплуатацию первую очередь нефтетерминала. В ОАО `Роснефть-Архангельскнефтепродукт` готовы вложить в проект 2,1-2,3 млрд руб.
Также компания приступила к строительству второй очереди терминала в Талагах под Архангельском. Оно завершится в 2005 году и обойдется нефтяникам в 1 млрд руб. В 2006 году через Архангельск направят на экспорт до 3,8 млн тонн нефтепродуктов, а к 2010-му перевалку намерены довести до 13,1 млн тонн в год. Через терминалы порта планируют также перекачивать газовый конденсат. |