Нередко в качестве основного довода против вступления в ВТО приводят полную либерализацию доступа на внутренние рынки импортных товаров
В каждом из регионов есть отрасль промышленности, на развитие которой, по мнению представителей власти и бизнеса, присоединение окажет наибольшее положительное или наибольшее отрицательное воздействие. Не исключение и Республика Карелия. И если лесопромышленный комплекс и деревообрабатывающая отрасль промышленности этого субъекта РФ только выиграют от присоединения к ВТО, то рыбная отрасль может оказаться в числе проигравших. Для республики, где рыбным промыслом и рыбоводством занимается значительная часть населения, это не только экономический, но и социальный вопрос.
Неблагоприятную ситуацию, складывающуюся уже сейчас для карельских рыбоводов, занимающихся разведением форели, обрисовал Андрей Лукащук, начальник отдела внешнеэкономических связей ТПП Республики Карелия: `Форель, выращенная в Карелии, по цене несопоставима с рыбой из Норвегии: там рыба гораздо дешевле. Большие объемы производства, отлаженные каналы сбыта, поддержка норвежского государства - все это приводит к тому, что отечественные производители не выдерживают конкуренцию по цене`.
Карельская рыба гораздо более высокого качества (и это признают даже зарубежные специалисты), но она и дороже. На нашей цене сказываются и климатические особенности региона. Каждый третий-четвертый год, как правило, проблемный: или лед поздно становится, или среднегодовая температура выше, чем необходимо для развития здоровой и качественной форели. В Карелии производят более 50% форели, выращиваемой в России. И эту отрасль рыбоводства необходимо защищать на государственном уровне.
Значение этой отрасли велико для Карелии еще и потому, что ситуация в рыболовецких и рыбоводческих хозяйствах серьезно влияет на социальную сторону жизни в регионе.
Глава правительственной делегации на переговорах о присоединении России к ВТО Максим Медведков, разделяя озабоченность коллеги, тем не менее отметил, что пока Россия не предусматривает введения защитных санкций (в виде повышения импортных пошлин на выращиваемую рыбу) против норвежских производителей. Более того, как сказал М. Медведков, в ходе переговоров норвежцы не скрывали своего желания развивать на территории России и услуги по выращиванию рыбы.
`Одними пошлинами мы ничего не решим, - убежден Максим Медведков. - Что касается защиты прав отечественных производителей на внутреннем рынке от недружественного поведения зарубежных поставщиков и производителей (как сегодня, так и в рамках ВТО), то государство начинает действовать только тогда, когда к нему приходит конкретный производитель с заявлением о нарушении его прав. То есть инициатива должна исходить от бизнеса`.
Начальник отдела департамента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных дел МЭРТ Владимир Ильичев поддержал его и предложил российским предпринимателям и их объединениям быть более активными в отстаивании своих прав: `На основании действующего уже сегодня ФЗ `О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах` производители или их ассоциации, суммарная доля которых на рынке данного товара составляет не менее 50%, должны обратиться в наш департамент с заявлением, которое будет содержать все необходимые доказательства понесенного ими ущерба.
Если этих доказательств достаточно, то МЭРТ принимает решение о начале расследования. Расследование идет в течение 9-12 месяцев. Мы собираем информацию, проводим так называемые публичные слушания, в которых могут участвовать все заинтересованные лица: производители и импортеры, представители стран-экспортеров. По сути, это квазисудебная процедура, в ходе которой мы оцениваем информацию с той и другой стороны`.
Рассматривая ситуацию, описанную карельским представителем, Владимир Ильичев предложил небольшим рыбоводческим хозяйствам Карелии объединиться в ассоциацию (если таковой нет) и инициировать подачу заявления в МЭРТ по факту нарушения их прав: `Если ситуация действительно складывается таким образом, то МЭРТ может применить защитную меру в виде введения антидемпинговой пошлины`.
Российское федеральное законодательство уже сегодня в основном соответствует требованиям и стандартам ВТО. Перед отечественным бизнесом стоит одновременно простая и сложная задача - научиться использовать необходимые законы для защиты своих прав, не боясь апеллировать к самым разным инстанциям - от районных судов и департамента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных дел до ВТО. |