Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Там, где делят большие деньги - ЭиВ N 47 (534)
РЕФОРМЫ
Там, где делят большие деньги
No. 47 (534) 06.12.2004
О ходе переговорного процесса по вступлению России в ВТО рассказал заместитель министра Министерства экономического развития и торговли РФ, глава правительственной делегации на переговорах о присоединении России к ВТО Максим Медведков:



- Дискуссия на тему `Присоединяться к ВТО или нет?` - пройденный этап. Мы ответили на этот вопрос еще три-четыре года назад. Сейчас важно, на каких условиях присоединяться, что делать и каким образом задействовать региональную и федеральную экономическую политику, чтобы извлечь максимум пользы.

Более трети ВВП России формируется в сфере внешней торговли. Это означает, что мы в значительной степени зависим от внешнего рынка, но не устанавливаем правила игры на этом внешнем рынке. Пока это делают без нас 148 стран. Коль скоро наша интегрированность в мировую экономику уже высока, этим процессом надо управлять и создавать все необходимые для этого внешние условия, а потому присоединение поможет нам обеспечить свои экономические интересы.

На переговорах с партнерами обсуждается несколько крупных блоков вопросов. Первый блок - регулирование цен на энергоносители. Российская Федерация не взяла на себя обязательств, которые касаются изменения цен на газ, электроэнергию, нефть и нефтепродукты. И более того: не возьмет таких обязательств в будущем.

Во-первых, ВТО не регулирует цены, а потому предъявлявшиеся ЕЭС и США требования к России не могут обсуждаться в рамках этого процесса. Во-вторых, наша задача - создать правительству такие условия, которые давали бы необходимую степень маневра в реформе естественных монополий и ценообразования. Наши обязательства в этой сфере сведены к тому, что Газпром должен получать прибыль при продаже газа на внутреннем рынке, а правительство - создавать для этого условия. На практике не изменится ничего, потому что уже с 2004 года Газпром эту прибыль получает.

Значит ли это, что цены на газ после присоединения к ВТО расти не будут? Нет, не значит. Вопрос изменения принципов ценообразования в энергетическом секторе активно дискутируется в правительстве. И если правительство решит, то цены будут пересмотрены, но к ВТО это не будет иметь прямого отношения.

Пока тема энерготарифов остается на столе переговоров, потому что наши североамериканские коллеги считают, что низкие цены на природный газ создают избыточную конкурентоспособность для российских производителей удобрений, где цена на газ составляет около 50-60% себестоимости. Не желая видеть наши удобрения на своем рынке, партнеры пытаются доказать неправомерность наших действий в области регулирования цен на газ.

Их озабоченность по-человечески понятна. Однако для каждой страны свой бизнес ближе. Они защищают интересы своих производителей удобрений, мы должны защищать интересы своих производителей. Поэтому наша дискуссия, я уверен, рано или поздно закончится тем же, чем она закончилась с ЕЭС.

Благодаря тому что в наших обязательствах четко прописано, что правительство может продолжать субсидировать продажи газа физическим лицам, наша социальная политика тоже защищена.

Второй большой блок - это железнодорожные тарифы. От нас требуют выравнять тарифы на внутренние перевозки и тарифы на перевозку экспортных и импортных грузов. Эта разница бывает в два, три, а иногда и в четыре раза.

По мнению наших оппонентов, применяя для перевозки импортных грузов более высокие тарифы, мы создаем дополнительную защиту отечественным товаропроизводителям. Практика дифференцированных тарифов действительно не соответствует нормам ВТО, и нам придется ее изменить. Как изменить - это вопрос переговоров.

Будем рассматривать и вопрос о выравнивании тарифов на железнодорожные перевозки в российские порты и в порты стран Балтии, хотя из Соглашения ВТО такое требование прямо не вытекает. Наше обязательное условие - аналогичные шаги стран Балтии в отношении российских транзитных грузов. Первая часть этого блока понятна, вопрос лишь в продолжительности переходного периода, вторая часть - с экспортными железнодорожными тарифами - находится еще в стадии переговоров.

Третий большой блок касается процедур применения технических барьеров в торговле. Технические барьеры - это все, что связано с деятельностью наших органов стандартизации и сертификации. Смысл изменений, произошедших в законодательстве о техническом регулировании, - в двух составляющих: в выведении сферы услуг из-под сертификации и в направленности всей системы стандартизации на обеспечение безопасных условий для человека, животных и растений.

Существенные изменения произойдут в сфере таможенного оформления товаров: появится возможность растаможивать товары в нескольких пунктах пропуска, величина таможенных сборов будет ограничена стоимостью оказываемой услуги, а таможенная стоимость товара будет определяться реальной ценой сделки.

Россия не присоединяется к Соглашению по гражданской авиатехнике, подразумевающему нулевые пошлины на ввозимые в страну самолеты. Признаюсь, наше стремление предоставить возможность для развития отечественному авиастроению не вызывает одобрения у североамериканских партнеров.

Что касается сельского хозяйства, то мы просили изначально предоставить нам возможность тратить ежегодно $90 млрд на поддержку этого сектора экономики. Столько в среднем тратил Советский Союз в 1987-1989 гг. на поддержку сельского хозяйства в рамках продовольственной программы. Однако в силу того, что сейчас на эти цели тратят лишь $4-4,2 млрд/год, наши нынешние требования сводятся к тому, что размер господдержки может составлять $11-13 млрд/год.

Импортные пошлины на сельхозпродукцию не снизятся. Сегодня их средняя величина - 18,6%; в день присоединения она увеличится до 21%, а к моменту окончания переходного периода будет около 18%. Это ниже, чем в Китае (21%), но выше, чем в Канаде, Австралии, Бразилии.

Такова ситуация по основным переговорным позициям. Думаю, что переговоры могут быть завершены в 2005 году.
Другие материалы рубрики
РЕФОРМЫ
28.04.08Зима спросит строго
То, что предсказывали эксперты, свершилось: вологодские коммунальщики забили тревогу в связи с появлением на рынке услуг управляющих компаний
28.04.08ТСЖ создали - льготы потеряли
28.04.08Пока отделались штрафом
28.04.08Ветер перемен коснулся ЖКХ
Председатель Госкомитета Республики Карелия по реформированию ЖКХ Владимир Корягин подвел итоги 2007 года в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры
14.04.08Умыкание тепла?
На вологодский рынок теплоэнергии, похоже, приходят западные игроки
14.04.08Газ придет на юго-запад Псковщины
14.04.08Дальнобойщики Коми объединяются
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru