Вспомним, о чем весной говорили представители муниципальных перевозчиков: отмените льготы на социальные перевозки - и они станут рентабельными даже при существующей шкале цен. С 2005 года эти льготы монетизировали. Но аппетит приходит во время еды: такой прибавки транспортникам оказалось мало, захотелось еще.
Никто по-прежнему не считает доходы Петербургского метрополитена от рекламы и организации торговли. И уже никто не вспоминает об обещаниях ГП `Пассажиравтотранс` умерить расходы за счет сокращения управленцев, оптимизации ремзон, освобождения лишних территорий и объектов недвижимости...
Что же изменилось? В стоимость проезда со следующего года в Петербурге намечено включить инвестиционную составляющую. Подобного добивались сначала в Министерстве путей сообщения России, а потом в ОАО `РЖД`. Но в Правительстве РФ упорно не желали об этом слышать: эксперты утверждали, что это приведет к неконтролируемому росту железнодорожных тарифов. Ни один транспортный монополист не удостаивался такого подарка, за исключением `Транснефти`.
Фактически это означает, что в Петербурге власть снимает с себя все обязательства по содержанию сети социальных маршрутов, которая во всем мире убыточная, поэтому дотируется через муниципальные заказы на перевозки. У нас же почему-то сочли, что население мегаполиса окажется способным оплачивать сполна не только эксплуатационные расходы, но и инвестиции на приобретение и модернизацию подвижного состава.
Понятно, что в таком случае цены на проезд продолжат свой рост ускоренными темпами в ближайшей перспективе. Чтобы сдержать этот галоп, в Комитете по транспорту Петербурга придумали оригинальную узду. Ведь не случайно в него включили `Дирекцию по организации дорожного движения`, которая ранее существовала как самостоятельная структура при правительстве города. Ее задача - регулировать транспортные потоки. Одним транспортникам с ее помощью можно включить зеленый свет, а другим - красный.
Так вот: теперь частных инвесторов, вложивших свои средства в приобретение малых автобусов, в комитете планируют послать на более невыгодные маршруты, а все прибыльные отдать на обслуживание автобусами вместимостью до 90 пассажиров. Иными словами, в основном ГП `Пассажиравтотранс`.
Примерно так расценили новшества по организации маршрутной сети и упорядочению движения на улицах Петербурга в комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре при региональном политсовете партии `Единая Россия`. В комиссии считают, что это может привести к сокращению инвестиций в приобретение подвижного состава частными перевозчиками.
Действительно, меньше станет `маршруток`, повысят цены на проезд. А следом за частниками быстро подтянется и ГП `Пассажиравтотранс`...
Доводы о том, что большие автобусы безопаснее и комфортнее, выглядят сомнительными. Во-первых, в них далеко не все пассажиры ездят сидя - мест не хватает. Во-вторых, водители больших `икарусов` и `сканий` позволяют себе по вечерам гонки с подрезанием друг друга на поворотах в центре города, соревнуясь друг с другом, кто первый соберет платежеспособных пассажиров, не хуже, чем это делают частники, управляющие маленькими `газелями`. И неизвестно в таком случае, кто создает больше поводов для ДТП...
Зато понятно, к чему приведет подобная политика Комитета по транспорту: она стимулирует рост цен и создает условия, выгодные избранному перевозчику. Но никак не населению мегаполиса. |