В районах Петербурга продолжаются общественные слушания концепции генерального плана развития города
до 2015-2025 гг. Как и ожидали в Комитете
по градостроительству и архитектуре,
этот процесс повлечет за собой поправки
в первоначальные варианты генплана
Слушания в Адмиралтейском, Красногвардейском, Курортном, Петродворцовом, Калининском, Фрунзенском, Невском, Выборгском и Василеостровском районах позволяют получить спектр мнений о принципах пространственного планирования, которые одобряют или не одобряют горожане.
В Красносельском районе правительству города дали понять, что привлечение внешних капиталовложений в строительный сектор не должно сопровождаться навязыванием инвесторами таких моделей благоустройства мегаполиса, которые не традиционны для Петербурга. Жители не против застройки кварталов за счет китайского капитала (так называемый Шанхайский проект), но они возражают против появления `китайской деревни`.
Красносельский район оказался рекордсменом: и народу на слушания пришло много, и выступления были очень эмоциональными. Власти ощутили накал страстей, который может проявиться в случае навязывания людям неприемлемых для них вариантов застройки.
Горожане готовы к самым энергичным акциям протеста, если узнают о возможных манипуляциях с земельными участками, когда бизнес-структуры претендуют на благоустроенные прибрежные территории, используемые для отдыха или как естественные гавани для стоянки катеров и яхт. Можно ожидать подобную реакцию горожан и на реализацию планов по строительству нового морского вокзала на Васильевском острове, если инвесторам для компенсации их затрат посулят выделить часть образующихся намывных территорий под новые здания...
В Василеостровском районе люди также продемонстрировали готовность бороться всеми доступными средствами против уплотнительной застройки в исторической части Петербурга, если она ухудшит социальные условия для горожан и отрицательно скажется на экологической обстановке (в первую очередь возмущает сокращение территорий с зелеными насаждениями).
Жителей Васильевского острова беспокоят и планы прокладки трассы западного скоростного диаметра: ходят слухи о том, что часть домов, расположенных в районе набережной, попадет под снос, или они будут вынуждены смириться с тем, что на уровне второго или третьего этажа у них окажется полотно новой дороги. И население настаивает на том, чтобы жители острова тоже могли влиять на выбор лучшего проекта, а не обсуждать его после завершения конкурсных процедур. Ведь на тендерах решающим критерием, как известно, оказывается дешевизна проекта...
В Выборгском районе в качестве основного резерва для строительства нового жилья рассматривают бывшие сельхозземли. Однако осваивать их инвесторы пока не спешат из-за проблем с подводом инженерных сетей. Между тем в генплане район объявляется зоной интенсивного градостроения. Жителей беспокоит, что в конце концов все опять закончится уплотнительной застройкой. Ведь ценность земель Выборгской стороны после формирования пояса деловой активности (создание сети бизнес-центров) увеличится. Кроме того, могут обостриться уже существующие транспортные проблемы, поэтому объемы строительства должны увязываться с реальными потоками грузов и пассажиров.
Выборгский район также известен скандалами, вызванными закулисными играми риэлтеров, которые покупают полуразвалившееся строение, приватизируют земельный участок под ним и затем пытаются возвести высотный жилой дом. Из-за таких действий возникают конфликты, которые приходится решать через суд. Но, к сожалению, арбитраж далеко не всегда встает на сторону пострадавшего населения, что в итоге приводит к нецивилизованным методам борьбы людей за право видеть солнечный свет в своих окнах.
В Невском районе особенно остро встает проблема перепрофилирования промышленных предприятий, расположенных по берегам Невы. Население хочет знать, какие объекты появятся в будущем на территориях предприятий, которые сейчас находятся на грани банкротства, или что будет на месте Московской сортировочной станции, если ее вынесут за пределы города. Реконструкция набережных Невы, ликвидация индустриальных зон, где многие предприятия уже ничего не производят, давно необходимы. Однако порядок резервирования территорий под проекты типа `Сити` и жилое строительство вызывает не меньшие опасения. Ведь в районе и так практически нет зон отдыха, а под застройку могут отвести не только пустыри, но и, например, северную часть района, примыкающую к даче Долгорукова, и вдоль всего Дальневосточного проспекта. Есть примеры, когда застройщики пытаются возводить жилой дом на месте стадиона, что, разумеется, указывает на несовершенство земельного законодательства Петербурга...
Именно в Невском районе на слушания пришло меньше всего людей, и это свидетельствует не о пассивности населения, а, скорее, о его неверии в перемены к лучшему. Ведь в городе уже давно сложилось мнение, что Невский район - один из самых запущенных, до которого у городских властей вот уже многие годы не доходят руки.
Обитатели Фрунзенского района, похоже, сумели убедить КГА, что развитие разных районов города должно происходить с учетом их особенностей. Скажем, главная проблема в Купчине - отсутствие станций метро. Если не хватает средств для строительства подземной сети, то, наверное, там надо модернизировать пути под скоростной трамвай и строить дополнительные транспортные развязки.
Заметим, что концепцию генерального плана сейчас обсуждают со строителями. Планы создания комфортной среды обитания человека в мегаполисе предстоит соизмерять с тем реальным потенциалом, которым располагают строительные компании. Ожидается, что этот процесс будет долгим: многие фирмы выступают на рынке разрозненно. |