Депутаты Новгородской областной думы приняли в первом чтении два основополагающих документа для развития региона на следующий год: `Областной бюджет на 2005 год` и `Концепцию социально-экономического развития на 2005 год`
По словам первого заместителя главы администрации области Виктора Антюфеева, оба этих документа разработаны на основании изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, закона о разграничении расходных полномочий органов власти разных уровней и прогноза важнейших показателей социально-экономического развития области на предстоящий год, а также проекта Федерального закона `О федеральном бюджете на 2005 год`. Виктор Антюфеев отметил, что в 2005 году продолжится налоговая реформа, начатая в предыдущие годы. Исходя из прогнозных условий социально-экономического развития области, основные параметры консолидированного областного бюджета определились по доходам в сумме 7874,5 млн руб.
При расчете доходов консолидированного бюджета области были учтены изменения налогового законодательства: уменьшение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Федерации с 19 до 17,5%; снижение эффективной ставки единого социального налога с сохранением регрессивной шкалы налогообложения; индексация всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам; принятие глав Налогового кодекса `Государственная пошлина` и `Водный налог`.
В составе доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составляют 5666,1 млн руб., неналоговые доходы - 509,1 млн руб. По сравнению с ожидаемым исполнением консолидированного бюджета в 2004 году, прогнозируемые в 2005 году собственные доходы увеличатся на 1007 млн руб. (19,5%).
В то же время изменение налогового законодательства снизило доходы консолидированного бюджета на 205,5 млн руб. Это произошло из-за снижения ставки налога на прибыль на 1,5% (-168 млн руб.), 100%-го зачисления водного налога в федеральный бюджет (-14 млн руб.) и отмены местного налога на рекламу (-23,5 млн руб.)
В проекте бюджета предусмотрено поступление из федерального бюджета финансовой помощи в объеме 1183,5 млн руб. Основная часть финансовой помощи, как и в предшествующие годы, будет предоставляться через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд компенсаций и Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. При этом содержание и структура фондов существенно изменились в связи с планируемым с 2005 года разграничением полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации сформирован в размере 189,9 млрд руб. Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, причитающейся области из данного фонда в 2005 году, прогнозируется, по предварительным расчетам, в объеме 498,9 млн руб.
Что касается расходов консолидированного бюджета области, то они определены в объеме 8057,5 млн руб., исходя из следующих позиций: фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных и муниципальных служащих определен с учетом повышения заработной платы в 1,2 раза с 1 января 2005 года, стипендии увеличены с 1 сентября 2005 года в 1,2 раза, расходы на питание и медикаменты включены в проект бюджета с ростом к контрольным цифрам в 1,08 раза. Материальные затраты проиндексированы в 1,08 раза.
Расходы бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг учтены, исходя из предполагаемого роста цен на электроэнергию в 1,126 раза и газ - в 1,17 раза. Расходы на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями учтены в объеме 644,3 млн руб. и рассчитаны исходя из ожидаемого объема потребления ими топливно-энергетических ресурсов и действующих тарифов с индексацией в 1,2 раза.
Также в проекте бюджета области предусмотрено частичное погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы в сумме 138,0 млн руб. В целом проект бюджета области по расходам на 2005 год носит социальный характер. На финансирование отраслей социально-культурной сферы предусматривается направить более 58% консолидированного бюджета области. При этом предельный размер дефицита областного бюджета в 2005 году, по прогнозам специалистов Комитета финансов, не должен превысить 3%.
Областной бюджет на 2005 год предусматривает сохранение всех льгот тем категориям граждан, которые пользовались ими в 2004 году. Депутаты решили, что заявленная монетизация, на осуществление которой потребуется около 355 млн руб. в год, не коснется льготников, финансируемых из регионального бюджета. Льготы будут сохранены для более 2,5 тыс. репрессированных, около 500 работающих в органах соцзащиты пожилых и инвалидов, а также для более 43 тыс. жителей области, работавших в годы войны в тылу.
Впрочем, у областных исполнительной и законодательной властей еще есть неделя на внесение изменений и дополнений в бюджет и Концепцию социально-экономического развития на следующий год. Публичная защита этих документов пройдет в Новгородской области 8 декабря на расширенном заседании областной Думы, представителей администраций городов и районов, руководителей департаментов и комитетов области. Обсуждение и принятие документов будет транслироваться в прямом эфире местной телерадиокомпании. |