Хорошо развитая, отлаженная и четко работающая система негосударственного пенсионного обеспечения уже давно стала одной из главных социальных норм, отличающих экономически развитые страны.
История вопроса
Негосударственное пенсионное обеспечение в России имеет свою историю, в которой можно определить два этапа. Первые пенсионные кассы (своеобразный аналог современного российского негосударственного пенсионного фонда) появились еще в XIX веке на российских государственных железных дорогах. Пенсионные кассы учреждали как правительство, так и частные лица для выдачи пенсий своим участникам.
Финансы пенсионных касс формировали в основном за счет взносов участников (вычетов определенного процента из жалованья) и отчислений предприятий. Все поступающие взносы аккумулировали на персональных счетах работников. Поступающие денежные средства инвестировали в государственные ценные бумаги, в депозиты коммерческих банков и т. д. В зависимости от доходности вложений и выплачивали пенсии.
К 1900 году в железнодорожной отрасли действовало 16 пенсионных касс. В 1905-1906 гг. нарождавшейся российской системе пенсионного обеспечения пришлось выдержать серьезные испытания. В тот период закрылись многие пенсионные кассы. Однако основная их масса устояла.
С 1908 года количество пенсионных касс в России снова начало расти, и к 1912 году в стране стали обсуждать вопрос об объединении всех пенсионных касс различных ведомств в единую организацию. Но I мировая война не позволила реализовать этот план. В дальнейшем Октябрьская революция окончательно остановила процесс развития негосударственных пенсионных институтов в России.
Второй период в российской истории негосударственного пенсионного обеспечения начался с принятием в 1992 году Указа Президента РФ `О негосударственных пенсионных фондах`. Тогда была определена необходимость создания системы дополнительного пенсионного обеспечения.
НПФ - источник дохода
Понимая ее большую социальную значимость, государство приняло решение, что дополнительным пенсионным обеспечением могут заниматься только специально созданные для этой цели некоммерческие организации.
Законодательство о негосударственных пенсионных фондах постоянно совершенствуется. Основным документом, регламентирующим деятельность НПФ, является Федеральный закон `О негосударственных пенсионных фондах`, принятый в 1998 году. На сегодня сфера негосударственного пенсионного обеспечения как одна из областей экономики находится под пристальным вниманием государства.
В целях соблюдения требований законодательства сформирована система государственного, вневедомственного и внутреннего контроля над деятельностью фонда. Государством определен уполномоченный федеральный орган в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), который осуществляет лицензирование НПФ и контроль над их деятельностью. Специализированный депозитарий осуществляет ежедневный контроль состава и структуры пенсионных резервов НПФ; независимый аудитор - аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ; независимый актуарий проводит актуарную оценку финансовой устойчивости фонда по выполнению обязательств перед вкладчиками и участниками.
Для надзора за деятельностью фонда в обязательном порядке формируется система внутреннего контроля, а именно совет фонда (высший орган управления НПФ), попечительский совет осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ; ревизионная комиссия проводит ревизию финансовой деятельности НПФ.
Современные НПФ привлекают добровольные взносы предприятий и работников с целью последующей выплаты работникам дополнительной негосударственной пенсии. Привлеченные взносы фонды размещают в государственные ценные бумаги, акции и облигации российских предприятий, а также на депозитах банков. Размещение пенсионных денег фонда регулируется Правительством РФ, которое определило состав и структуру инвестиционного портфеля. Каждое направление ограничено предельным нормативом, за счет чего риски вложений сводятся к минимуму. Несмотря на то что конечным потребителем пенсионного продукта является человек, негосударственное пенсионное обеспечение дает возможность предприятиям решать целый ряд проблем экономического и социального характера.
Создание соцпакетов с дополнительным пенсионным обеспечением позволяет повысить привлекательность рабочего места предприятия и заинтересованность сотрудников в производственном процессе. Сейчас наибольшее распространение получили именно корпоративные пенсионные программы.
Еще в 1995 Правительство РФ одобрило Концепцию пенсионной реформы, которая отдает НПФ важное место в пенсионной системе. Вот цитата из Концепции реформы системы пенсионного обеспечения:
`Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии...
...Развитие дополнительного добровольного пенсионного обеспечения окажет также положительное воздействие на систему оплаты труда и, соответственно, на рынок труда, с которого будут высвобождены лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие работать только в целях сохранения достигнутого уровня благосостояния...`
Но не только организации являются вкладчиками негосударственных пенсионных фондов. Граждане, заключившие договор с фондом и перечисляющие взносы самостоятельно за счет не столь ощутимых для кошелька потерь сейчас, могут добиться в будущем неплохой прибавки к государственной пенсии.
Преимуществ работы с фондом достаточно много. Во-первых, пенсионные взносы можно перечислять ежемесячно, ежеквартально, ежегодно или единовременно. При этом размер пенсионных взносов определяет непосредственно клиент фонда. Во-вторых, размер инвестиционного дохода превышает банковские ставки. В-третьих, ставка инвестиционного дохода не зависит от размера взносов.
Недостатком можно назвать только невозможность заранее определить ставку инвестиционного дохода. По существующему законодательству фонд начисляет фактически полученный доход.
Сейчас все больше людей используют НПФ как альтернативный источник накопления средств. Конечно, фондам приходится завоевывать доверие граждан, и процесс этот достаточно сложный. Многие в прошлом были заложниками недобросовестных `финансистов`. Но, несмотря на все трудности и учитывая опыт развитых стран, негосударственные пенсионные фонды постепенно занимают должное место среди финансовых институтов.
Теперь, по прошествии 11 лет современной истории фондов, можно говорить о стабильном развитии всей пенсионной системы. Фонды сосредоточили значительные финансовые ресурсы, что позволило им стать одновременно и социальным институтом, и заметным инвестором на финансовом рынке страны.
Подготовлено специалистами
НПФ `НПФ ОПК`.
Тел. (812) 329-44-01 |