В обществе продолжается активная дискуссия по поводу серьезных изменений, которые скоро должны произойти в избирательной системе страны. Что они принесут российской демократии? Об этом наш корреспондент беседует с председателем избирательной комиссии Ленинградской области Владимиром Журавлевым
- Во-первых, хочу отметить, что обсуждение предстоящих изменений в избирательном законодательстве и в проведении выборов идет уже длительное время - не в кулуарах, а с участием представителей политических партий, органов государственной власти, организаторов выборов и других специалистов. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в различных субъектах РФ за последние месяцы провела целый ряд семинаров с участием именно такого круга лиц.
На одном из них - в Вологде - довелось выступать и мне. Отметив важность модернизации существующей ныне пропорциональной составляющей избирательной системы на выборах в Государственную Думу, я подчеркнул необходимость создания механизма ответственности депутатов, избранных по партийным спискам, за их работу в конкретных регионах.
Действительно, избрание Госдумы на 100% по партийным спискам повысит ответственность самих партий перед избирателями, конкуренция между различными избирательными объединениями возрастет. Это будет способствовать становлению дееспособных политических партий, а также формированию четкой партийно-политической системы в нашей стране. При этом предполагается, что региональные группы в списках кандидатов от политических партий будут в большей мере закреплены за конкретными субъектами РФ.
В отношении депутатов из этих региональных групп, на мой взгляд, необходимо предусмотреть механизм отзыва, который осуществлялся бы по решению съезда партии, принятому на основании обращения общественных объединений, представительного органа государственной власти субъекта РФ в связи с бездеятельностью депутата в данном регионе.
- Ну а в чем вы видите минусы пропорциональной системы на выборах депутатов Госдумы?
- Позволю себе добавить еще кое-что о плюсах. Партии будут заинтересованы включать в списки своих кандидатов представителей различных социальных групп, а не только руководителей и бизнесменов. Поэтому в парламенте станет больше женщин, молодежи, представителей организаций и учреждений социальной сферы. Кроме того, партии не станут применять противоправные избирательные технологии: это неизменно проявится при проведении выборов.
Недостаток пропорциональной системы, который сегодня заключается в слабой связи депутатов с регионами (в отличие от депутатов-одномандатников), как раз и будет преодолен за счет большей регионализации списков кандидатов партий. При этом состав региональных групп партийных кандидатов должен быть широко известен избирателям, так же как должна быть максимально открытой информация о работе каждого конкретного депутата.
- Не окажутся ли за бортом избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы граждане, которые не входят в те или иные партии?
- Во-первых, и сейчас кандидатом от партии по ее инициативе может быть и просто беспартийный. В добавление к этому председатель ЦИК России А. Вешняков вполне логично предлагает установить в законе порядок включения беспартийных граждан в данную партию. Обращение гражданина рассматривало бы региональное отделение партии, и если оно принимает положительное решение, то окончательное решение принимал бы съезд партии.
- Владимир Павлович, как в Леноблизбиркоме относятся к широко обсуждаемому вопросу избрания губернаторов региональными парламентами по представлению Президента РФ?
- На выборах высшего должностного лица - главы исполнительной власти субъекта РФ - слишком велик риск того, что за счет применения правонарушающих избирательных технологий, недостаточной работы правоохранительных органов победу одержит кандидат, совершенно не подготовленный к такой ответственной работе или связанный с криминалитетом.
Изменение порядка избрания губернаторов действительно позволит тщательно проработать вопрос о соответствующей кандидатуре. По всей видимости, это будет делаться не кулуарно, а при учете мнений как Центра, так и региона.
- Вы присутствовали на первом и втором турах выборов президента Украины. Каковы ваши впечатления?
- На первом туре выборов президента Украины я был в Днепропетровской области, на втором - в Киеве и Киевской области. Впечатление, которое сложилось от поездки в Восточную Украину, положительное, если иметь в виду организацию голосования. Этот процесс был четко регламентирован, в участковых избирательных комиссиях работали представители всех кандидатов, а также наблюдатели, которые контролировали законность осуществления каждого избирательного действия.
Недоразумения возникали лишь с вопросом о невключении в списки избирателей некоторых граждан, высказавших свои претензии. Произошло это, по-видимому, из-за несовершенства работы по составлению списков избирателей. К 21 ноября этот недостаток был практически устранен.
Беседы с представителями кандидатов на многих избирательных участках и в территориальных избирательных комиссиях показали, что не было каких-либо массовых нарушений, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, определенных ЦИК Украины. Такой вывод был сделан и в целом миссией Исполкома СНГ, официальным наблюдателем от которой я являлся.
Жалобы кандидата Виктора Ющенко и его представителей на то, как проходило голосование в Донецкой, Луганской, Николаевской областях, а также на деятельность Центризбиркома Украины могут быть рассмотрены в судебном порядке.
Нагнетание обстановки, антиконституционные действия со стороны В. Ющенко и тех, кто за ним стоит, подрывают правовую основу результатов выборов и не могут иметь никакой легитимной перспективы. Требования западных политиков о пересмотре результатов выборов невозможно расценивать иначе, как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
Считаю, что из происходящих в Украине событий надо извлечь уроки политикам и государственным деятелям. |