Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологий) Владимир Матюхин признался, что в закон об электронной цифровой подписи и в программу `Электронная Россия` необходимо внести изменения
До мая 2004 года в рамках программы `Электронная Россия` было вынесено на конкурс всего 29 лотов, которые оценивались в весьма скромную в масштабах страны сумму. Потом до октября конкурсы не проводили вообще из-за реорганизации в Минсвязи РФ. До конца года разыграют еще 7-10 лотов.
В Росинформтехнологий ищут новые способы следить за развитием электронного бизнеса в стране, чтобы процесс пошел в нужном направлении. Вероятно, предприятия, слишком долго не получая директив, понастроили столь разные системы корпоративного управления, что теперь придется поломать голову, как их интегрировать друг с другом. В частности, появилось столько вариантов электронной цифровой подписи, что принять какую-то одну из них за российский стандарт не получается. Выбор осложняется еще и потому, что значительную часть программного обеспечения российских разработчиков в сфере криптографии успешно реализуют на мировом рынке.
Также непросто определить, кому отдать предпочтение в секторе систем автоматизации управления предприятием. Например, рынок Северо-Запада РФ казался устоявшимся и поделенным между рядом игроков. Сейчас, по мере усиления интеграции, появления бизнес-альянсов и стремительного развития торговых сетей, ситуация меняется. И вчерашние аутсайдеры набирают вес.
Возьмем продукты SAP: еще вчера проекты комплексной информационной поддержки управления казались слишком накладными для большинства российских корпоративных клиентов, поэтому громоздкие и ресурсоемкие сети, которые предписывались канонами SAP, постепенно вытесняли иными специализированными продуктами - дешевле и эффективнее.
Неудачи, по-видимому, заставили разработчиков обратиться к консультантам, и те подсказали пути адаптации к российским условиям. Теперь SAP-сети внедряют поэтапно: сначала создают ядро системы. Потом надстраивают его другими блоками и масштабируют. Причем не всегда SAP-продуктами: на российском рынке оказались востребованными услуги ИТ-разработчиков, которые адаптировали уже существовавшие на рынке электронные модули или создали новые локальные решения под SAP-стандарты.
По такому пути, как выяснилось, пошли в российских регионах. Скажем, в Уральском банке реконструкции и развития в октябре 2004 года ввели в эксплуатацию модуль CRM, в декабре - модуль бюджетирования и контроллинга. В планах - внедрение SAP NetWeaver, что позволит интегрировать продукт с прочими приложениями.
Примерно такие же схемы использовали крупные предприятия на Северо-Западе РФ. И в числе клиентов SAP оказались Кольская АЭС, сети АЗС Shell и Nestle Food, `МегаФона` и `Нойзидлер Сыктывкар`.
Подобные схемы продвижения на российском рынке использует компания Axapta. В России она обросла массой партнеров, которые пишут на основе этой системы свои приложения. Причем некоторые из них стали продавать и на западных рынках. Так, продукция петербургской компании `Корус Консалтинг` - Axapta Retail (отраслевое решение, созданное для торговых сетей), будут закупать в Дании, Великобритании, Германии, Швеции и Норвегии.
В России Axapta Retail выбрали такие торговые компании, как петербургская сеть гипермаркетов `О`Кей`, сеть салонов связи Dixis, сеть магазинов бытовой техники и электроники `Техношок`...
Фактически SAP и Axapta таким способом потеснили те компании, которые чересчур увлеклись `окучиванием` госструктур. В итоге они сняли прибыль там и потеряли перспективную часть развивающегося российского корпоративного рынка. Кстати, на рынок автоматизации оптовых торговых сетей и складского хозяйства в Москве выходит значительно больше зарубежных фирм, малоизвестных пока в Петербурге.
Появились и новые создатели систем автоматизации управления предприятиями в строительстве и в электромашиностроении. И это только один из примеров обилия выбора информационных продуктов. Чтобы проанализировать реальную ситуацию на рынке и составить концепцию развития российской ИТ-отрасли, нужно время. Специалистам Росинформтехнологий пока ясно одно: старые методы госрегулирования придется корректировать. В какую сторону - это и предстоит определить, чтобы консолидировать мнения участников рынка.
Процесс осложняется тем, что большинство разработчиков разрознены. В лучшем случае они представлены созданными карликовыми ассоциациями и союзами, вести переговоры с которыми - слишком трудоемкий процесс для чиновников. Поэтому в Росинформтехнологий вынашивают планы по стимулированию консолидации всех существующих объединений. Почва для этого есть: в России надо строить единое информационное пространство.
Понятно, что все предприятия под одну гребенку не пострижешь. Поэтому принято соломоново решение: начать с упорядочивания информсетей органов госвласти, чтобы облегчить их персоналу доступ к данным и обмен электронными документами, а также обеспечить защиту от несанкционированного доступа. А дальше предпринимателям придется подстраиваться под уже реализованные проекты, думать, как стыковать с ними свои электронные системы.
Впрочем, на основе чего строить это самое единое пространство - непонятно. Нет даже представления о том, как организовать верификацию электронных подписей. По одному из сценариев, в дополнение к федеральному (`корневому`) центру, где будут удостоверять ЭЦП, потребуется целая сеть региональных центров. А всем остальным стихийно созданным на рынке 150 удостоверяющим центрам придется вводить механизмы кросс-сертификации для стыковок используемых ими технологий с той, что будет признана государственной.
Упорядочить ИТ-творчество намечено и в ряде других стратегических сфер: идентификация личности (биометрические технологии, интеллектуальные пластиковые карты), картография, метрология и навигация. О дальнейших новшествах в Росинформтехнологий обещали сообщить в конце года, когда должна появиться очередная версия концепции развития ИТ-отрасли. |