В правительстве Петербурга подведены итоги работы системы городского заказа за 9 месяцев 2004 года и принят ряд документов по ее совершенствованию. Прокомментировать результаты и внесенные в законодательно-нормативную базу изменения мы попросили заместителя председателя КЭРППиТ Ольгу Ромашову
- За 9 месяцев 2004 года было заключено 50893 государственных контракта на почти 44,5 млрд рублей. Из них около 18% (9 тысяч) были заключены через открытые конкурсные процедуры и 53% (27 тысяч) - через запросы котировок.
Введенная в этом году новая система государственного заказа позволила снизить расходы бюджета на размещение госзаказа на 1,645 млрд руб. (по данным на 1 ноября 2004 года), в то время как за весь 2003 год этот показатель составил всего 286 млн руб.
На заседании правительства одобрен пакет документов: проект закона `О государственном заказе Санкт-Петербурга`, постановления правительства `О совершенствовании системы государственного заказа Санкт-Петербурга` и `О составе государственной конкурсной комиссии при правительстве Санкт-Петербурга и межведомственных государственных конкурсных комиссий Санкт-Петербурга`. Что же изменится с их принятием?
Во-первых, значительно расширяются полномочия государственного заказчика и конкурсных комиссий. С 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. увеличена сумма, на которую заказчик вправе самостоятельно размещать госзаказ. Это позволит государственным заказчикам (учреждениям здравоохранения, образования и др.) более оперативно решать многие вопросы.
Второй важный момент - упрощение порядка котировок. Мы закрепили норму о том, что котировочная заявка обязательно должна быть опубликована в Интернете на нашем сайте `Государственный заказ` и просуществовать на этом сайте в течение 5 дней. Только после этого конкурсная комиссия может принимать по ней решение. Я считаю, что эта мера привлечет к участию в котировках дополнительное число субъектов малого предпринимательства.
В объявлении в обязательном порядке публикуют время и место рассмотрения заявок, поэтому любой поставщик, воспользовавшись информацией с сайта, может принять участие в этой процедуре. Это, на мой взгляд, расширяет возможности участия в котировках небольших компаний, в основном СМП и индивидуальных предпринимателей. Ведь контракты стоимостью до 250 тыс. руб. в основном с ними и заключаются.
Мы не стали искусственно уменьшать стоимость лотов, дробя один большой на несколько маленьких. По-моему, такое дробление было бы не совсем правильно. У нас достаточно небольших по величине заказов, за выполнение которых берутся малые предприятия и предприниматели.
Если посмотреть по количеству контрактов, то по котировкам закупается 52,5% продукции в среднем за этот год по городу. (На федеральном уровне примерно такой же уровень - 54% закупок осуществляется по котировкам.) Это значительная величина и достаточное поле для деятельности СМП. В денежном выражении это около 6,5%.
Что касается конкурсных процедур, то и в этом году мы проводили достаточно много конкурсов, в которых были малые лоты. Это конкурсы Жилищного комитета и районных администраций. Жилищный комитет организовал конкурс по кровлям и ремонту фасадов, где квалификационные требования составляли таким образом, чтобы в нем могли принять участие и малые предприятия.
Третье, на что хотелось бы обратить внимание, - подробно расписан обозначенный в законе порядок передачи части функций госзаказчиков. В частности, установлены возможности размещения госзаказа Петербурга на предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, территориального органа управления уголовно-исполнительной системы, общественных объединений инвалидов, имеющих статус всероссийских, и их подразделений, расположенных на территории города. Введена норма возможности закупок у данных предприятий (без конкурсных комиссий) в размере 5%-й квоты, выделенной для этого самими госзаказчиками. К 15 декабря нами будет подготовлено специальное постановление правительства по закупке продукции у вышеназванных предприятий на следующий год. Это будет дополнительной мерой по поддержке предприятий инвалидов.
Еще одно важное изменение, внесенное в законопроект о государственном заказе Петербурга, - сроки проведения конкурсных и неконкурсных процедур. В постановлении правительства обозначен конечный срок размещения горзаказа по проведению всех работ до 1 ноября. Окончанием конкурсной процедуры является принятие решения конкурсной комиссии, после чего заключают контракт, который должен быть выполнен до конца финансового года. Поставка товаров может быть осуществлена и в значительно более короткие сроки.
Из системных положений, которых прежде не было, можно выделить усиление планирования всех процедур закупки, формирования и размещения госзаказа. Так, установлена обязанность главных распорядителей средств бюджета разрабатывать и представлять в КЭРППиТ предложения по составлению методических рекомендаций по закупке товаров, работ и услуг специального характера и назначения, а также по срокам и объемам предполагаемых закупок.
Госзаказчику необходимо подробно распланировать и сами процедуры закупок: когда, в какие сроки, на какие деньги, что и каким образом (по конкурсу или методом котировок). Таким образом, госзаказчики начнут формировать ведомственные планы после второго чтения бюджета, поскольку тогда контрольные цифры уже мало будут меняться. К моменту получения бюджетной росписи у них должен быть полностью сформирован план на четыре квартала будущего года. Сформированный план закупок может быть подвергнут корректировке ежеквартально. |