После 1998 года на Северо-Западе РФ объемы лизинговых операций росли достаточно быстрыми темпами. Например, в 1999 году они увеличились в 4-5 раз, достигнув доли в 4-5% от общей суммы инвестиций в региональную экономику. Позднее рост замедлился, тем не менее доля лизинга в инвестициях к 2003 году увеличилась до 8-9%.
Правда, правительственные эксперты рассчитывали, что к 2005 году она достигнет, по крайней мере, 20%. Ведь в странах ЕС доля средств, направляемых на модернизацию и создание производств через лизинговые компании, от всего объема инвестиций составляет 30-40%, а в государствах Азии - 80%. Однако до таких масштабов лизинга России далеко.
Кроме того, сложился некоторый дисбаланс спроса и предложения. С одной стороны, потребность в услугах лизинговых компаний явно превышает их возможности. А с другой - лизингодатели готовы увеличить обороты сделок, но далеко не все потенциальные клиенты соответствуют их требованиям. Поэтому в одном секторе лизингового рынка (в частности для малого бизнеса) сохраняется дефицит услуг, а в секторе крупных корпоративных клиентов развивается конкуренция.
Сегодня начали выбирать партнеров по конкурсу, что в конечном итоге снизило уровень дохода лизинговых компаний до 2-3% от стоимости крупных сделок. Это стало возможным после того, как у банков, дочерними структурами которых являются многие лизинговые компании, скопились на корреспондентских счетах солидные остатки.
Образовался избыток дешевых денег, которые выгоднее всего пустить в оборот - направить на фондовую биржу, на краткосрочные кредиты или на обеспечение лизинговых операций.
По российским законам лимиты выдачи кредита одному заемщику для отечественных банков ограничены. Тугая узда, заставляющая финансовые институты диверсифицировать свою деятельность, при нестабильном рынке в России была оправданной.
Однако сейчас она становится тормозом для концентрации капитала при финансировании крупных проектов. И российские банки вынуждены искать окольные пути, создавая сеть аффилированных структур для объединения их в пулы по обслуживанию крупных сделок.
Другой вариант решения проблемы - выход лизинговых компаний на фондовый рынок для привлечения дополнительных средств. Например, облигационный заем в 2003 году разместил на нем `РТК-Лизинг` (3 млрд руб.), а в сентябре 2004-го - `Глобус-Лизинг` (320 млн руб.).
Подобные решения помогают диверсифицировать риски и приобрести опыт работы с независимыми кредиторами, в том числе с зарубежными. Первый такой контракт был заключен в 2002 году, по которому Международная финансовая корпорация открыла `Балтийскому лизингу` кредитную линию в $2 млн на 3 года без гарантии от банка-учредителя (ПСБ СПб).
Правда, для расширения доступа к ресурсам международных финансовых институтов российским лизингодателям надо соответствовать определенным критериям, которые пока труднодостижимы из-за специфики отечественного рынка. Одно из самых серьезных препятствий - низкая капитализация лизинговых компаний.
Поскольку концентрировать средства для обеспечения все новых крупных проектов нелегко, то солидные суммы продолжают резервировать. Их, по идее, следовало бы направить в малый бизнес. Но такие операции трудоемкие, и риски по ним выше. Потому пока не были исчерпаны ресурсы поиска дополнительных корпоративных клиентов в регионах, этот сектор услуг расширялся медленно.
Поначалу активная борьба между петербургскими и столичными компаниями развернулась за крупные предприятия в субъектах РФ на Северо-Западе. Позднее ее острота снизилась: большинство стратегических промышленных предприятий региона вошло в состав вертикально интегрированных холдингов, и внутри финансово-промышленных групп появились собственные лизинговые компании.
Переломным годом стал 2002-й, когда начали применяться поправки поправки в российское законодательство, по которым для создания лизинговой компании уже не требовалось даже получать лицензию. Через подобные структуры оказалось проще всего привлечь избыточные средства предприятий, накопленные за счет экспорта продукции, в модернизацию производства. А к услугам сторонних лизинговых компаний такие корпоративные клиенты сырьевого комплекса стали прибегать лишь для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Для большинства универсальных лизинговых компаний сейчас остается фактически единственный путь вовлечения в оборот имеющихся свободных средств - увеличивать долю малых проектов ($100-300 тыс.). Пока эта ниша успешно заполняется, особого интереса к микропроектам (до $20-100 тыс.), на которые сложился повышенный спрос, у лизинговых компаний не ощущается.
Дело в том, что оказание таких услуг на нынешнем этапе рентабельно только при жесткой стандартизации процедур. А клиенты и в этом сегменте рынка настаивают на индивидуальных подходах к себе.
Если же говорить о структуре лизинговых операций на Северо-Западе РФ, то сейчас наблюдается приток капиталов для лизингового обеспечения покупок медицинского, сельскохозяйственного и телекоммуникационного оборудования, а также автотехники, грузовиков, прицепов и дорожно-строительных машин. Спад зафиксирован при обслуживании поставок оборудования для машиностроения, офисной техники и компьютеров.
Необходимость снижения издержек вынуждает некоторые лизинговые компании развивать специализацию. Однако пока узкоспециализированные компании в России не появились. Тем не менее идет накопление капиталов для углубления специализации, совершенствуются методики предоставления специализированных кредитов с различными вариантами льгот и графиками платежей.
В целом Северо-Запад РФ считается одной из самых активных зон развития лизинга в стране. На это указывает, в частности, доля лизинговых операций в общем объеме инвестиций, которая в округе выше, чем в среднем по стране. |