За пять лет с момента создания Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА) оборот компаний, которые входят в нее, увеличился вдесятеро
В ассоциацию входит 31 компания, включая ЗАО `Балтийский Лизинг`, ЗАО `РГ-Лизинг`, ЗАО `РУСГ`, ЗАО `ФК `Балтинвест`, ООО `Анкер`, ООО `Петербургская лизинговая компания` и `ЛУКОЙЛ-лизинг`. В 2005 году, как ожидается, ассоциация объединит 50 фирм.
В 2003 году суммарный объем лизинговых сделок по ассоциации оценивался в $450 млн, что составило 12% от общего количества сделок по Российской Федерации. Вице-президент СЗЛА Сергей Силинг считает, что к концу 2004-го прошлогодний показатель будет превышен. Ведь за 9 месяцев оборот вырос до $375 млн.
Сейчас 85% сделок заключено со средними и малыми компаниями, в которых насчитывается 50-150 работников. Заметим, что доля объемов сделок с крупными корпоративными клиентами по сравнению с 2002-м выросла на 4%. Это означает, что величина средней сделки с ними имеет тенденцию увеличиваться. Однако если расширяется круг клиентов среди малых компаний, то это указывает на все большую привлекательность сравнительно небольших по объему лизинговых операций.
Одно из ведущих направлений деятельности компаний ассоциации в Петербурге - автолизинг. И в числе самых крупных проектов - обеспечение закупок маршрутными такси ОАО `Третий пассажирский парк`. Для нужд Петербурга через систему городского заказа по лизингу приобретали троллейбусы, уборочную и специальную технику.
Вице-президент группы компаний `Союз` Ирина Шутович уверена, что объединение лизинговых компаний по профессиональному принципу помогает крупным предприятиям оптимизировать взаимоотношения между поставщиками закупаемой техники или оборудования и лизинговыми компаниями. Сейчас активных игроков на рынке немало. И можно выбирать условия поставок, объем сопутствующего им гарантийного или послегарантийного сервиса.
Правда, нередко случается, как призналась Ирина Шутович, что возможность выбора оказывается условной: большинство крупных поставщиков техники и оборудования обычно имеют своих партнеров среди лизинговых компаний, и сбыт выпускаемой предприятиями продукции канализирован.
Однако поставщик продукции и оптовый покупатель могут и договориться о расширении круга лизинговых компаний, обслуживающих сделки, если будут сделаны более выгодные предложения. Например, снижены авансы по лизинговым операциям и лизинговая маржа, упрощены условия доступа клиента к лизинговому сервису... Именно так развивается экспансия петербургских и московских лизинговых компаний в субъекты Федерации.
В СЗФО услугами лизинговых компаний чаще всего пользуются бизнес-структуры Петербурга, Ленинградской области, на долю которых приходится 58% всех сделок компаний, которые входят в ассоциацию. Кроме того, лизинг набирает популярность в Великом Новгороде, Пскове, Мурманске, Петрозаводске и Калининграде. Однако примерно половина компаний ассоциации работает также и в Центральном федеральном округе, где объем сделок в 2003 году превысил $14,7 млн. А у нескольких петербургских компаний развивается бизнес на Урале, в Сибири и на Юге страны, где объем сделок около $4 млн. |