На Северо-Западе РФ зарегистрировано свыше 270 лизинговых компаний. Основная часть из них расположена в Петербурге. Однако ряд фирм создан в Новгородской, Вологодской и Архангельской областях. Практически все лизинговые компании являются универсальными. То есть обслуживают сделки как по приобретению автотранспорта, так и производственного, телекоммуникационного, медицинского и торгового оборудования, а также спецтехники
И все же лизингу есть альтернатива - банковский кредит. Анализ реализованных в последнее время проектов свидетельствует о том, что оба инвестиционных инструмента используют в одних и тех же сегментах рынка.
Активнее всего лизинг потеснил кредиты в сфере приобретения автотехники. В Петербурге это стало одной из наиболее востребованных лизинговых услуг. Емкость рынка автолизинга в 2004 году превышает $80 млн, что означает удвоение лизинговых операций, по сравнению с началом 2003 года. Например, в компании `Альянс Лизинг` таких услуг оказано на 307 млн руб. В ООО `Балтонэксим Лизинг` намерены выдать автохозяйствам до $1,6 млн. Причем спрос мог оказаться еще выше, если бы компания удлинила лизинговые схемы до 4-5 лет. Однако пока средства выдают на 2-3 года.
В ООО `Интерлизинг` по итогам 2003 года лизинг грузового автотранспорта в общем портфеле компании занимал 17%, а в июле 2004 года достиг 28%: наметилась тенденция роста доли импортной техники, хотя 70% приобретаемого в лизинг грузового автотранспорта произведено в России.
Причем если раньше лизинговые схемы осуществлялись лишь в объемах $300-500 тыс., то сейчас планка снизилась в несколько раз. Это связано с тем, что приходится конкурировать с кредитными линиями, рассчитанными на широкий круг клиентов, а также с тем, что становится все больше индивидуальных предпринимателей, которые могут выступать как заемщиками банка, так и лизингополучателями.
Сегодня лизинг все чаще проникает в те сферы, где традиционно привыкли развивать бизнес за счет банковских кредитов. В последние годы не обошелся без лизинговой поддержки и проект развития нефтепорта в Приморске. А в сентябре в `Транснефти` провели переговоры с `Руструбпромом` о расширении сотрудничества при участии генподрядчика по развитию инфраструктуры порта - компании `Лизингинжстрой`.
В соглашении между правительством Республики Карелия и ОАО `Российская топливная компания` наряду с привлечением льготных кредитов для обеспечения снабжения республики топливом также предполагается использование лизинга.
Крупным клиентом обещает стать ОАО `РЖД`, где в 2004 году планируется привлечь по лизинговой схеме 7,6 млрд руб. Часть из них направят на крупные инфраструктурные проекты, связанные с закупкой иностранного оборудования. Поэтому их и будут обслуживать соответственно зарубежные компании. А вот кому достанутся оставшиеся 5,1 млрд руб., которые вложат в обновление и закупку подвижного состава, пока неясно.
Однако в филиалах ОАО `РЖД` надеются, что им позволят поучаствовать в этом процессе. Тогда часть средств может достаться и лизинговым компаниям Северо-Запада РФ.
Кстати, ранее в ГУП `Октябрьская железная дорога` успешно закупали по лизингу локомотивы и подвижной состав через `Балтинвест`...
В 2003 году в Петербурге активно воспользовались лизингом такие предприятия-монополисты, как `Водоканал СПб` и `ТЭК СПб`. Правда, в начале 2004-го объемы подобных сделок сократились.
Успешно соперничают лизинговые и кредитные схемы в сегменте инвестирования программ регионального лесопромышленного комплекса. Особенно популярны закупки машин для лесопромышленных компаний в Архангельске, Вологде и Карелии. Правда, значительная доля их по отчетам проводится как сделки, связанные с рынком спецтехники (схемы автолизинга).
И все же многие предприятия ЛПК предпочитают пользоваться не лизинговыми
услугами, а банковскими кредитами. Например, именно кредитные линии Северо-Западного банка Сбербанка России с 2003 года (в сумме - 410 млн евро) позволяют модернизировать Сегежский ЦБК.
Однако есть примеры модернизации производства и по лизинговым схемам. В частности, на `Каменногорской фабрике офсетных бумаг` (Ленинградская область) приобрели с помощью компании `Глобус-Лизинг` оборудование по производству тетрадей, а на `Усть-Ижорском фанерном комбинате` - завод для производства широкоформатной фанеры при партнерстве с `Балтийским лизингом`.
Область применения лизинговых инструментов продолжает расширяться. В частности, открыты лизинговые схемы для закупки эксклюзивной мебели на фабриках для VIP-зон.
И все же для некоторых сегментов рынка лизинг не слишком характерен. Например, это касается сельскохозяйственной техники. Дело в том, что фермерам чаще всего нужны услуги микролизинга, а их объемы невелики. Потому приходится брать небольшие кредиты в филиалах Россельхозбанка и Сбербанка РФ (в среднем $69 тыс.).
Подобных кредитов могло быть и больше, если бы Минсельхоз РФ оказывал обещанную поддержку банкам и лизинговым компаниям. Кроме того, медленно развиваются и программы АО `Росагролизинг` для обеспечения фермеров сельхозтехникой. Только в 2005 году финансирование по статье `Сельское хозяйство` за счет взноса из бюджета в уставный капитал АО `Росагролизинг` предполагается увеличить на 5 млрд руб.
Не слишком успешно лизинг проникает и в сектор пищевой промышленности, хотя в последние годы известны и положительные примеры. Скажем, в ОАО `Петмол` в апреле 2004 года по контракту с Tetra Pak (Швеция) открыта пятилетняя лизинговая линия поставки оборудования стоимостью $15,5 млн, использование которого позволит петербургскому молокозаводу наладить выпуск 15 видов новой продукции и увеличить оборот, по сравнению с 2003 годом, на 40%.
А еще раньше менеджеры `Пицца хат` с участием компании `Балтинвест` реализовали масштабный проект по поставкам оборудования для своей сети ресторанов в Петербурге. И все же в `пищевке` гораздо чаще прибегают к банковским кредитам. Об этом свидетельствует, в частности, недавно открытый в ОАО `МДМ-Банк Санкт-Петербург` для `Холдинговой компании `Парнас` кредит в 220 млн руб. для налаживания мясоперерабатывающих цехов в Твери и в ряде регионов России.
Все эти примеры убеждают: соперничество между банковскими кредитами и лизингом не переросло в конкуренцию. Обе схемы во многом схожи. В первую очередь тем, что, как правило, средства предоставляются на 2-3 года. Поэтому эти схемы скорее дополняют друг друга. |